Покров Пресвятой Богородицы – один из великих церковных праздников, с которым издавна в народе связаны многочисленные приметы. С этого дня начинались вечерние девичьи посиделки и осенний свадебный сезон. В этот день ждали первый снег и утепляли дом.
Именно на Покров в последние годы городские и областные власти нас призывают вспомнить промысел, ставший символом нашего края, – оренбургский пуховый платок. Проходят выставки и флеш-мобы, девушкам и женщинам настоятельно рекомендуют нарядиться в паутинки и палантины.
От фаты невесты до детских пеленок. Модные тенденции из пуха | Фотогалерея
Мы задумались, а действительно ли оренбургский пуховый платок как бренд востребован сегодня, не потерял ли он своей привлекательности и актуальности?
Строчка из песни
«Оренбургский пуховый платок» - эту фразу знает практически каждый житель нашей страны, и связано это, по большому счету, не столько с самой оренбургской паутинкой, сколько с песней в исполнении великой Людмилы Зыкиной.
Очень модно сейчас говорить о региональных брендах: тульские самовары, нежинские огурчики, гжельская посуда, вологодское масло и кружева, ивановские ситцы… и, конечно, оренбургский пуховый платок.
Вот только почему-то в последнее время в славном Оренбуржье с разных трибун все чаще и чаще говорят о том, что нам нужен какой-то особый бренд, что паутинка уже устарела и на этом бренде погоды, то бишь, пиара не сделаешь.
Так это или не так? Мы провели мини социологическое исследование, выяснилось следующее.
Кто-то из сотрудников АиФ Оренбург, безусловно, считает оренбургскую паутинку брендом нашего края, но говорят как раз о том, что продвижением его нужно заниматься уже на современном уровне, используя современные пиар-технологии, внедряя старый промысел в современную моду.
Кто-то сказал о том, что это совсем не «бренд» в истинном понимании этого слова, а просто символ Оренбуржья, причем порядком заезженный и потрепанный.
Нашлись и те, кто назвал этот бренд ненужным и устаревшим: «Сам платок брендом не является. Сегодня оренбургский платок по большей части выглядит несовременно, даже если его связали в 2014 году, ощущение, будто его достали из бабушкиного сундука. Он не популярен среди молодежи, редко его встретишь на средневозрастных дамах, а пожилые женщины используют его не столько для красоты, сколько для согрева. Бренд на тепле? Странная конкуренция батареям». Причем в большинстве своем такое отношение не к самой оренбургской паутинке, а именно к тому, как это все подается.
Так все-таки – можно ли говорить об оренбургском платке как о бренде, можно ли его использовать как элемент продвижения нашего края, сможет ли он конкурировать с павлово-посадскими платками, ставшими в последнее время вновь популярными?!
Старинный промысел и модные тенденции
Пуховязальный промысел зародился в Оренбуржье примерно 250 лет назад, в XVIII веке. Но есть сведения, что вязкой теплых шалей из козьего пуха задолго до этого занималось коренное население – калмыки и казахи. Даже в лютые морозы кочевые скотоводы одевались легко и не мерзли. Секрет их одеяний скрывался в подкладках, связанных из пуха коз. Только у кочевников шали были «глухими», без узоров, а казачки, знавшие кружева и вышивку, вывязывали диковинные орнаменты и создавали тонкие, как паутина, платки.
Настоящий расцвет оренбургского промысла пришелся на XIX столетие. Платки приобрели всемирную славу: неоднократно привлекали взоры посетителей мировых выставок. Оренбургский пух и шали из него славились настолько, что иностранные компании даже пытались наладить производство в Европе. Англичане выпускали свои платки с пометкой «Имитация под Оренбург». Коз из Оренбургского края увозили во Францию, но через пару лет их пух грубел. Оказалось, именно суровый климат степей нужен для «вызревания» самого тонкого в мире пуха.
Секрет мастерства пуховязальщицы передавали из поколения в поколение, и сейчас достаточно много молодых девушек стараются сохранять эти секреты. К тому же есть и молодые модельеры, с удовольствием использующие паутинки в своих коллекциях.
Но… изделия не находят своего покупателя, мало кто вообще знает об их существовании. А ведь есть абсолютно прикладной момент – изделия на основе оренбургских платков действительно очень легкие и очень теплые. Наверное, синтепон дешевле, но ведь не настолько красив, как ажурные узоры из пуха.
В Советском Союзе процесс создания пуховых платков начали автоматизировать. Машинные изделия были более доступными по цене, так оренбургский платок по-настоящему «ушел» в массы, а прибыть из Оренбурга без пухового платка стало считаться неуважением.
Сейчас, когда существуют различные технологии обработки пуха и вязки изделий, настало время экспериментов. Но ими мало кто занимается, на наш взгляд, самый большой или самый маленький платок – это не совсем те моменты, на которые надо обращать внимание в поисках чего-то нового. Надо искать новые решения внедрения истинно старинного промысла в современные реалии.
Паутинка остается пока просто легендарным подарком из Оренбурга. Едешь куда-то, будь добр – привези паутинку, а будет она потом носится, или нет, уже никому не интересно. Да и пиар этого изделия настолько скучен и прямолинеен, что даже не хочется об этом говорить.
Так что вопрос о том, является ли «оренбургский пуховый платок» не просто строчкой из песни или символом на старине, по-прежнему остается открытым, а жаль.