О том, по каким дорогам ездят оренбуржцы и есть ли решение у вечной российской проблемы, говорим с независимым экспертом по дорогам Оренбургской области Еленой Таурит.
Устаревший стандарт
Евгения Чернова, «АиФ Оренбург»: Елена Борисовна, почему часто и водители, и пешеходы считают, что у нас чуть ли не каждый год ремонтируют одни и те же дороги? Ведь и технологии меняются, и денег всё больше выделяют.
Елена Таурит: Дело в том, что у нас все нормативы по ремонту и строительству дорог действуют с 1985 года и с тех пор ни разу не менялись. Если тогда подразумевалось, что с проходимостью в 10-15 тысяч автомобилей в сутки покрытие будет служить до 15 лет, то сегодня интенсивность движения выросла в разы. Так как нормативы нужно менять на федеральном уровне, а это пока не сделано, решено было сократить срок службы покрытия до трёх лет. Поэтому ничего удивительного в том, что дороги даже после ремонта долго не служат, нет.
Самое печальное, что необходимость усовершенствования нормативов признают на всех уровнях власти, однако менять их не на что. Сегодня даже Евросоюз не имеет общих стандартов по строительству дорог, так что пока нам не к чему стремиться.
- Дорожное строительство считают одной из самых дорогостоящих отраслей. Насколько оправданы миллиардные траты на асфальт?
- Удешевить работы не получается как раз из-за старых норм. Очень показателен так называемый шведский опыт строительства дорог. Там из дорогого материала строят только те магистрали, на которых очень интенсивное движение. Чем меньше транспорта на дороге, тем дешевле она в исполнении. У нас такой опыт не применим, так как наши нормы не предусматривают подобной вариации материалов в рамках одной трассы. Получается, что у нас деньги буквально закатывают в асфальт. Этому способствует и несвоевременное финансирование. Деньги приходят в регион в разгар строительного сезона. Пока проходит вся процедура оформления документов, подрядчик получает средства только в августе-сентябре, когда работы уже должны идти к завершению.
Он начинает скоропостижно делать ремонт, чтобы успеть освоить эти миллионы. Ведь если он этого не сделает, то на следующий год не получит ничего. А спешка никогда не повышала качество работы. С другой стороны, технологии сегодня таковы, что можно реально сократить сроки ремонта дороги. Кроме того, новые материалы, такие как литой асфальтобетон, можно укладывать и при минусовых температурах без потери качества работы. Новшеств в дорожной сфере много, но нужны официальные нормативы и документы, разрешающие их применять, а потом контролировать качество. А этого у нас нет. И пока на высшем уровне не озаботятся этой проблемой, дороги не только в Оренбуржье, но и по всей России лучше не станут.
Контроль и качество
- В этом году регион получил очень большие деньги на ремонт дорог городских агломераций. И если с темпами работ и их финансированием всё более-менее ясно, то что с контролем качества этого ремонта?
- Надо отметить, что контроль усилился со всех сторон. Конкретно за этой программой следят и заказчики ремонта дорог, и общественные организации, и власти разного уровня в зависимости от того, на чьём балансе находится дорога, которую по новой асфальтируют. Кроме того, благодаря столь пристальному вниманию к проблемам отрасли со стороны СМИ дорожники чувствуют ответственность за свою работу. Свою роль сыграли и отставки директоров дорожных предприятий, которые попались на некачественном ремонте. Теперь подрядчикам есть чего бояться. Так что за контроль беспокоиться не стоит. К слову, качество выполненных работ можно будет проверить уже весной, после того, как новые дороги «перезимуют». Если где-то были допущены огрехи, вода, снег и наледь поможет их выявить, правда ценой состояния само
Индивидуальный подход
- А что с гарантийным ремонтом? Насколько просто заставить кого-то переделывать брак на дорогах?
- И с этим всё относительно отлажено. Подрядчики понимают, что за не5качесвтенную работу придётся заплатить дважды. Ведь ремонт по гарантии они должны будут выполнить за свой счёт. Никто не хочет тратить лишние деньги особенно в столь непростые экономические времена. Так что за гарантийные дороги особенно переживать тоже не стоит.
- Мы уже говорили о серьёзности сумм, выделенных в этом году на замену верхнего покрытия дорог в областном центре. Поможет ли это сделать их на уровень выше или всё же деньги нужно было направить на что-то другое, например, на капитальный ремонт?
- Всё зависит от конкретной дороги. Можно на всех магистралях заменить асфальт, но это не значит, что сразу все дороги станут идеальными. Автомобильная дорога - это комплекс инженерных сооружений, поэтому и в порядок приводить её нужно в комплексе. Если на дороге плохо сделаны стоки для воды и не работает ливнёвка, то можно сколько угодно класть новый асфальт, но он не будет там держаться. Опять же, если положить новый асфальт на неподготовленное основание, дорога тоже долго не прослужит. Так что к дорогам нужно подходить индивидуально.