Отражение города. В Оренбурге открылась выставка уличной фотографии

В Оренбурге открылась выставка уличной фотографии. © / Марина Сергеева / АиФ

С 18 октября у оренбуржцев появилась возможность познакомиться с популярным в мире жанром уличной фотографии. Корреспондент «АиФ Оренбург» рассказывает об открытии первой выставки Вугара Мамедзаде.

   
   

Ловец моментов

Жанр уличной фотографии с каждым годом становиться все популярнее, потому что его можно считать самым демократичным. Для уличного фотографа весь город – одна большая студия, а все прохожие – потенциальные герои его снимков. Постановочные кадры и стрит-фотография – вещи несовместимые. Главная задача человека с фотоаппаратом - поймать момент, который уже никогда не повторится в том же самом виде. Люди – это главные герои уличной фотографии, но они же и самая главная проблема для фотографов: никто никогда не знает, согласится человек с радостью сфотографироваться или откажет в грубой форме.

«Если человек отказывается фотографироваться, но я понимаю, что не могу упустить его, я начинаю с ним диалог и каким-то непонятным мне образом мы находим общий язык. Важную роль в установлении контакта с героем фотографии играют доброжелательный настрой и добрые слова. Я никогда не говорю: «позируй мне». Он стоит, а я как будто даже не фотографирую, а фильм снимаю. Я через объектив вижу всю эту сцену: я ловлю его настроение, его душу. Сфотографировать человека может любой, а поймать его настоящего, не каждому дано. И ещё я никогда не показываю людей в глупом свете, наоборот каждый мой снимок пропитан любовью к ним», - рассказывает фотограф.

Таким человеком, которого Вугар не мог не сфотографировать, однажды оказался незрячий юноша. Глаза молодого человека были настолько живыми, что фотографу казалось, будто юноша видит этот мир во всех его красках и тонах.

По словам Вугара, его фотографии связаны с ностальгией по прошлому, с тоской по тому, что уже прошло, хотя на самих снимках могут быть запечатлены веселые, счастливые люди. Сам фотограф считает свои фотографии воспоминаниями из детства, кадрами, которые когда-то видел во сне.

История одного снимка

Вугар родился в республике Азербайджан. В Оренбург, где живет уже 20 лет, он переехал с семьей, когда ему было шесть. Еще два года назад оренбуржец не мог представить, что возьмет в руки фотоаппарат. Но однажды он увидел знаменитый снимок афганской девочки американца Стива Маккарри. Вугара поразило то, как фотограф смог показать не только ее внешнюю красоту, но и внутреннюю. После этого Мамедзаде купил фотоаппарат и начал снимать обычных горожан.

   
   

«Один из самых любимых снимок, тот который я сделал в храме. Я прогуливался по городу и зашёл в церковь с фотоаппаратом. Меня попросили подождать батюшку, чтобы получить благословение на фотосъемку. Я, ожидая его, увидел очень колоритного седовласого мужчину с бородой. Он смотрел на икону и молился. Я очень хотел его сфотографировать в этот интимный момент общения с Богом, но у меня рука не поднималась сделать это без благословления. Я уже собирался уходить, но тут увидел на стене храма сцену из Библии, где Иисус Христос спасает Петра. Я просто опешил от потрясающего сходства этого мужчины и Петра. И я все-таки сделал 3-4 кадра. В этот момент периферийным зрением он видел, как я снимаю, но ничего мне не сказал».

 

Настоящие эмоции

На открытии выставки все то небольшое пространство, что отвели для выставки было заполнено. Пришло много молодых оренбуржцев. Одна из работниц музея даже удивленно спросила, откуда их столько и какое учебное заведение заставило их идти на экспозицию. Но нет: все пришли по своей воле.

Своими впечатлениями от выставки поделилась студентка ОГУ Юлия Бровкова: «Я знала, что существует такой жанр фотографии как уличная, но не особо ей интересовалась. Но как-то случайно в одной из социальных сетей наткнулась на профиль Вугара Мамедзаде, где он публиковал свои работы. Меня поразили его снимки, на которых запечатлены люди, мимо которых я бы прошла и, наверное, даже не обратила на них внимания в суматохе дней. А Вугар снимает так людей, что, смотря на эти фото, становится интересна судьба героя. Вугар помогает нам увидеть  в людях то, чего мы порой не замечаем».

Среди гостей выставки можно было встретить фотографа-анималиста Сергея Жданова и главного художника Оренбурга Наталью Бровко. Каждый из них в своем приветственном слове выразил благодарность фотографу за его труд, а Сергей Жданов отметил, что сделать хорошую стрит-фотографию порой даже сложнее, чем фото диких животных.  Сам Вугар Мамедзаде считает уличную фотографию самым сложным и душевным жанром, который отражает настоящую жизнь без грамма фальши.

Выставка продлится до конца октября.