Примерное время чтения: 6 минут
152

Что вынуждает людей давать и брать взятки?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. "АиФ Оренбуржье" 05/12/2012
Фото: АИФ

Мыслями о том, как бороться с этой «болезнью» общества и возможно ли её победить, делится председатель Общественной палаты Оренбургской области Александр КОСТЕНЮК.

За «собственным хвостом»?

- АиФ Оренбург: Александр Григорьевич, как вы оцениваете нынешний уровень коррупции в Оренбуржье и в стране в целом?

- Александр Костенюк:
Честно говоря, ситуация не только поражает, но и откровенно пугает. Такого разгула взяточничества среди чиновников не было, наверно, никогда. Заметьте, коррупция существует не только в России, в мире нет ни одного государства, где смогли бы полностью искоренить воровство на высшем уровне. Это явление существовало всегда, но важно здесь другое - степень его проникновения в общество.

Посмотрите, что происходит у нас сегодня. Взятки берут везде и каждый, кто более или менее считает себя важным. Без денег сейчас очень сложно получить какие-либо документы у чиновников, поменять старые батареи в квартире... Схема почти везде одинаковая - хочешь, вставай в очередь, в которой уже полсотни таких, как ты, не хочешь - давай деньги. А если хочешь, чтобы сделали не только быстро, но и качественно, тогда плати по двойному тарифу.

- АиФ Оренбург: Но если механизм везде одинаков, почему до сих пор никто его не остановил?

- А.К.
: В последнее время много говорят о борьбе с коррупцией. На высшем уровне поставили цель снизить «коррупционный индекс» страны. Начали принимать различные законы о борьбе со взяточничеством. Однако у народа эти действия вызывали неоднозначную реакцию. Многим казалось, что это своеобразная «погоня за собственным хвостом», борьба медведя против мёда.

Но в последнее время сообщений о том, что опять кто-то попался, стало всё больше. Да и суммы, на которых ловят коррупционеров, значительно выше. В том же деле о министерстве обороны сегодня говорят уже о миллиардах присвоенных бюджетных рублей. Помимо этого, активно обсуждается, знало ли высшее руководство о том, что буквально происходит у него под носом. Считаю, что ответ здесь не столь важен, в любом случае ситуация показала, что это неэффективное руководство.

Бедность - опора коррупции

- АиФ Оренбург: Оренбуржье как-либо выделяется на фоне всей России в вопросе коррупции и борьбы с ней?

- А.К.:
Думаю, что нет. У нас, к сожалению, тоже хватает тех, кто решил набить карманы за чужой счёт. Конечно, суммы взяток меньше, чем в Москве, но и в глубинке коррупция начинает набирать обороты. Стоит вспомнить недавний случай с помощником депутата Сибикина, который пытался получить 29 миллионов рублей с двух предприятий. Да и министры у нас тоже не боятся участвовать в незаконных делах (вспомним министра экономики Андрея Ефремова, который сейчас ждёт приговора суда, или министра спорта Валерия Фёдорова, осуждённого условного - Авт.). «Мелочность» по сравнению со столицей объясняется далеко не скромностью чиновников - у нас здесь просто уровень не тот, да и бюджет в регионе скромнее.

- АиФ Оренбург: Как вы считаете, что является основной причиной распространения коррупции?

- А.К.:
Бедность, в которой живёт большинство россиян. Думаете, люди по своей воле отдают чиновникам кровно заработанные деньги? Вовсе нет. Просто они не видят другого выхода из ситуации. Посмотрите, у нас ведь простой человек практически никуда не имеет доступа - ни на приём попасть без предварительной записи к тому, кто принимает по два часа в неделю, ни документы получить без кучи справок, которые действуют только несколько дней, а стоят ползарплаты. Вот отсюда и возникает это ощущение безвыходности, когда кроме как за деньги свои проблемы не решишь. Нужно бороться с бедностью, которая становится почвой для всего - для преступлений, для разложения личности, для процветания коррупции.

Начни с себя

- АиФ Оренбург: Вы сами говорили, что взятки есть везде, даже в самых благополучных государствах. Значит, достатка всё же не хватает?

- А.К.:
Самое главное, чтобы взяточники и воры знали, что их настигнет правосудие. Я верю в то, что страх перед наказанием сможет победить коррупцию. Вот только наказание должно быть соответствующим. Сегодня даже если проворовавшийся чиновник попадает в руки закона, общество точно знает, что он отделается штрафом или условным сроком. Но для них это не наказание, это просто создание видимости, что воры получили по заслугам. Почему так долго в Думе обсуждается закон о конфискации награбленного? Видимо, кто-то лоббирует его в собственных интересах. Как только чиновники будут знать, что за воровство и взяточничество они не только лишатся места и дохода, но и оставят своих детей без средств к существованию, тогда можно надеяться на то, что коррупция пойдёт на спад.

- АиФ Оренбург: Но по данным статистики, одной из самых коррумпированных сфер сегодня остаются именно правоохранительные органы, которых, по-вашему, должны бояться чиновники…

- А.К.
: Вот именно. Получаем замкнутый круг, но разорвать его можно. Для этого нужна определённая идеология, которой сегодня в России нет. Воспитание поможет победить этот бич общества, а значит, как это ни банально звучит, но начинать нужно с себя.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах