Примерное время чтения: 6 минут
208

Зачем и кому нужно «мешать» литературу с русским языком?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. "АиФ в Оренбуржье" 08/08/2012
АиФ. Фото Екатерины Комленко

Одними из первых обсудить проблемы современного образования рискнули филологи, собравшись на Всероссийском съезде учителей русского языка и литературы.

О том, что именно волнует учителей-филологов, что стало сегодня с дисциплиной «Русская литература» и каково будущее книг, мы беседуем с участником съезда от Оренбургской области, методистом русского языка и литературы института повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей оренбургской области Еленой СМИРНОВОЙ.

Елена Смирнова

АиФ. Фото автора

 Без права на обсуждение

- АиФ Оренбург: Елена Васильевна, неужели в сфере преподавания русского языка и литературы столько проблем, что назрела необходимость обсуждать их на уровне страны?

- Елена СМИРНОВА:
Проблемы действительно есть, и обсуждать их просто необходимо. Самое главное, что сегодня волнует учителей, - это качество преподавания русского языка и литературы. Учителя склонны считать, что нововведения, которые появляются сегодня в сфере общего образования, не всегда способствуют повышению качества преподавания этих предметов. В первую очередь, нас очень волнует введение новых ФГОС для старшей школы, которые были опубликованы в мае. Там впервые объединили русский язык и литературу.

Это необоснованное слияние двух предметов насторожило учительство. Нам непонятно, почему их объединили, ведь нет никаких методических предпосылок для этого.

У каждого из этих предметов есть свои цели и задачи. Литература - это тот предмет, который влияет на формирование мировоззрения молодого поколения, становление нравственных и гражданских позиций. И выполнять свои функции он сможет только в статусе самостоятельного предмета.

Стоит отметить, что ФГОС были приняты без надлежащего обсуждения. Если закон об образовании обсуждают уже полтора года, то государственные стандарты просто «спустили сверху».

- АиФ Оренбург: Не так давно первые лица государства предложили составить список литературы, обязательной для прочтения каждому. При этом в перечне оказались как произведения из школьной программы, так и не входящие в неё. Что по этому поводу думают учителя?

- Е.С.:
Эта тема обсуждалась очень активно. Никто не спорит, что нужен перечень книг, которые должны прочитать все. Есть фундаментальные произведения, без знания которых молодой человек не может состояться как личность. Но почему не было обсуждения с учителями? Почему не представлены те люди, которые этим занимается? Что должно входить в этот список - то, что уже сегодня изучается по школьной программе или это должны быть дополнительные произведения?

Ответов на эти вопросы нет. Мы за то, чтобы утвердить минимальный перечень произведений, обязательных к изучению в старших классах. Но составлять его нужно осмысленно, советоваться с экспертами.

Меньше - не значит лучше

- АиФ Оренбург: Негативное отношение педагогов-гуманитариев к ЕГЭ как форме аттестации известно давно. Так ли на самом деле плох единый экзамен?

- Е.С.:
ЕГЭ в 11 классе и ГИА в 9 классе сегодня являются единственными формами итоговой аттестации в школах. Сегодня совсем забыли про сочинения, которые хорошо показывали, насколько развита речь у ребёнка, причём не только письменная, но и устная. Ведь для того, чтобы правильно написать, нужно сначала осмыслить то, что ты хочешь сказать.

Та форма письменного испытания, которая предусмотрена в третьей части современного ЕГЭ, очень усечена. Выпускник должен написать эссе объёмом не менее 150 слов. И хотя есть сегодня и такие школьники, которые могут и пишут намного больше, в основном выпускники сориентированы именно на такой размер.

В стандартном сочинении по литературе в 11 классе нужно было писать в пять раз больше. Плюс там требовалось составить предварительный план работы, композиционно выстроить текст, включив в него вступление, основную часть и заключение. 150 слов в ЕГЭ не способны раскрыть того, что действительно должна показывать письменная работа по литературе.

Книги - на полку?

- АиФ Оренбург: Как можно исправить ситуацию?

- Е.С.:
Очень просто - вернуть выпускному экзамену по литературе статус обязательного с учетом уровня подготовки выпускника - базовый или профильный. Это поможет увеличить количество часов на изучение русской литературы. Сегодня литература ушла на второй план. ЕГЭ по русскому обязателен, а часов на этот предмет в старших классах мало. Чтобы достойно подготовить выпускников к обязательным экзаменам, учителям приходится забирать часы с литературы. Считается, что если ученик выбрал ЕГЭ по литературе, то он заинтересован в результате и сможет подготовиться сам. Учителю же нужно обеспечить 100%-ную сдачу ЕГЭ по русскому, потому что по этим показателям будут судить в первую очередь о самом учителе. Это привело к тому, что мы откровенно загубили литературу как дисциплину.

То же можно сказать и про русский язык - при подготовке к ЕГЭ происходит натаскивание учащихся посредством КИМов и тестов, а тесты не показывают знания языка. Учитель сам в погоне за результатом часто забывает, что ЕГЭ - это только форма, которая может измениться. Мы перестали учить языку как таковому, мы просто натаскиваем учеников на сдачу ЕГЭ.

-АиФ Оренбург: Может ли школа привить любовь к книгам? Часто бывает наоборот…

- Е.С.:
Задача литературного образования в школе - сформировать такого человека, который в будущем захочет взять в руки книгу. Конечно, это не всегда удается, но ведь из школы не все выходят физиками или биологами. Очень большое влияние в этом вопросе имеет семейное воспитание. Поэтому любовь к чтению нужно прививать в семье, а в школе её поддерживать.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах