В конце апреля выпускника ОГПУ Владимира Пономаренко признали лучшим учителем года Самарской области. Молодому педагогу, который всего три года учит школьников математике и информатике, теперь предстоит новое испытание – участие в конкурсе «Учитель года России». Корреспондент «АиФ Оренбург» узнал у земляка, легко ли сейчас быть молодым учителем, и как поменять отношение школьников к «царице наук».
Курс на практику
«АиФ Оренбург», Анна Левина: Сейчас профессия учителя считается не самой престижной. Почему вы стали работать именно в школе? И как оказались в Самарской области?
Владимир Пономаренко: Мой выбор был неслучаен. Это решение я принял еще в пятом классе, когда в моей школе появился новый учитель математики Евгения Петровна Стаценко, которая начала работать после окончания вуза. Потом я поступил в ОГПУ. По окончанию вуза аттестационная комиссия отметила мою способность к исследовательской деятельности, и я начал работать на кафедре «Алгебры и истории математики». В 2007 году переехал в Самару, потому что в Оренбурге не было аспирантуры, и продолжил преподавать математические дисциплины в Самарском государственном аэрокосмическом университете им. С.П. Королева.
Да, работа учителем – не самая престижная, но я для себя решил, что должен увлекать предметом не только студентов, но и учеников средней школы, чтобы они не задавались в будущем вопросом: «А зачем нам математика?». Именно поэтому я пришел работать в школу №132, где старшеклассникам на уроках математики и информатики как раз и показываю, что математика действительно – «царица наук».
- Чем ваши уроки отличаются от занятий других учителей?
- Мои уроки по содержанию ничем не отличаются от уроков других учителей математики, но я каждую тему стараюсь подать с точки зрения практики. В послании президента четко было сказано, что мы должны взращивать новое поколение инженерных кадров. Поэтому на уроках мы решаем вполне конкретные, реальные технические проблемы, будь то разработка островка безопасности на дорогах или вычисление объемов залежи нефти.
При выборе своей педагогической идеи я учитывал опрос фонда общественного мнения, где россияне говорили, что школьные знания математики им практически не пригодились в жизни. Я хочу донести до своих учеников то, что на самом деле математикой мы пользуемся каждый день. И это происходит независимо от того, любим ее или нет.
Требования времени
- Чем современные ученики отличаются от вашего школьного поколения? Если ли разница между оренбургскими и самарскими школьниками?
- Современные учителя стараются идти в ногу со временем, быть «в тренде», как говорят сегодняшние школьники. Новое поколение учеников уважают и проявляют интерес к тем предметам, учителя которых говорят с ними на одном языке, то есть владеют современными информационными технологиями.
С оренбургскими школьниками я не имел дело, так как работал в ОГПУ, но практику проходил в физико-математической школе №30, и скажу, что оренбуржцы ничем не отличаются от самарских ровесников.
- Приходилось ли вам помогать ученикам в решении нешкольных проблем?
- У меня ученики достаточно взрослые – 10 – 11 классы, поэтому личными переживаниями они не делятся, но я, как бывший преподаватель вуза, им рассказываю о профессиональном самоопределении, подсказываю какие направления обучения сейчас актуальны и востребованы. Самое главное – я верю в них, у моих учеников все обязательно получится.
Учить или не учить?
- С какими трудностями сталкиваются в начале работы молодые учителя? Трудно ли завоевать авторитет у детей?
- Трудности в первый год работы конечно были. Нужно было достаточно хорошо проработать методику преподавания математики и, конечно же, педагогику и психологию, учитывать возрастные особенности детей. Авторитет не нужно завоевывать. Важно быть искренним, школьники это поймут и оценят.
- Многие студенты-педагоги еще до выпуска решают, что не пойдут работать в школу или очень быстро уходят оттуда. Что можно сделать, чтобы молодежь все же оставалась работать со школьниками?
- Для того, чтобы заинтересовать и удержать молодежь в стане учителей, в Самарской области делается многое. Те же конкурсы профессионального мастерства, консультации в центре развития образования, где я и нашел поддержку со стороны методистов Самарского института повышения квалификации работников образования. А что касается темы «работать в школе или нет», тут дело каждого. Но я считаю, что никакие материальные блага не могут сравниться с искренней улыбкой ученика, который закричал на уроке: «Я понял!».
На счет поддержки учителей в конкретно Оренбургской области ничего не знаю, но многие из моих сокурсников работают в школах, значит, регион создает условия для этого.
-Какие у вас перспективы на будущее? Быть учителем ваше призвание?
- Перспективы на будущее – это участие во всероссийском конкурсе учитель года, а это требует достаточно серьезной подготовки. Но это не первоочередная задача. В скором времени мои выпускники будут сдавать ЕГЭ, что тоже немаловажно.
Для меня быть учителем больше чем призвание.
Все самое интересное в дружелюбном Вконтакте , интеллектуальном Фейсбуке и ярких Одноклассниках.