Тканевая мозаика Ларисы Тюкиной делает еще реалистичнее удивительные полотна художника. Лариса Юрьевна рассказала корреспонденту «АиФ Оренбург», как в ее руках рождалась лоскутная живопись.
Новый «пэчворк»
Трудно поверить, что эта яркость, буйство красок, глубина характеров персонажей передается через множество сшитых друг с другом лоскутков. Удивляет, как художник передает в кубизме тонкие линии гармоничного тела, соблазнительный порыв танца, вихрь платья. Но диву даешься, как все это вновь рождается в шитье. Каждый цвет - отдельный кусочек ткани. А сколько их всего! Техника «пэчворк» (от английского «patch» - лоскут, или заплата) - шитье лоскутками - применяют в рукоделии или дизайне одежды. С этого и начинала в 2009 году Лариса Юрьевна, которая шила с детства. Знакомые художники предложили Тюкиной именно шить картины (в то время, как обычно и повсеместно, они составляются из кусочков ткани способом аппликации или многослойным шитьем). Тогда ей была близка абстрактная живопись оренбургского художника, ныне покойного, Валерия Газукина.
«У критика Вильяма Мейланда я прочитала, что неплохо было бы воспроизвести его картины в керамике, витражах. И никому бы в голову не пришло все это сшить! Валерий Газукин вдохновился идеей. Так, я сделала несколько работ по его акварелям», - рассказывает Лариса Юрьевна (к сожалению, он не дожил до выставки). « Мне понравилось работать над этим проектом. Захотелось найти и других художников, поэкспериментировать. Однако не так много экспрессионистов, которых можно воспроизвести при помощи лоскутка. Совершенно случайно, я нашла нашего современника - Георгия Курасова. Мне все нравится в его работах! Во-первых, цветовая гамма. Цвета насыщенные, яркие, выверенные и близки к моей душевной организации. Во-вторых, мне импонирует само содержание картин. На многих изображается одна и та же женщина - статная, до боли красивая. Оказалось, что это его жена, балерина. И, в-третьих, я в принципе могу воплотить это. Все линии четкие, ясные цветовые пятна. В настоящее время я далеко не исчерпала планету по имени «Курасов».
Художник, в свою очередь, удивился такому новому выражению его картин и остался доволен цветовым исполнением автора.
Пределов нет
Но с открытием питерского кубиста Ларисе Юрьевне пришлось учиться рисовать. Как еще передать томный, глубокий, внутрь в себя взгляд прекрасной дамы Курасова, все полутени и изгибы?
«Раньше приходилось просто сшивать цветные кусочки ткани, а с Курасовым так не получилось. У него очень живописные работы. Не просто абстракция, не безликие картины. Но я не художник, и поначалу думала обозначать схематично черты лица, получились полуразмытые, неинтересные линии. Тогда и возникла необходимость копировать лицо и прорисовывать все детали».
Так ее лоскутная живопись обогатилась росписью по ткани. Ларисе Тюкиной предлагают запатентовать эту технику.
На одну картину у мастерицы уходит около недели. На сегодня в ее коллекции 39 картин, многие из которых уже раздарены. Она говорит, что была бы активней, если бы творчество было профессией. Поразительно, но Лариса Юрьевна - медицинский работник. А творит она дома, совершенно забывая обо всем. Домочадцы знают: когда она работает, трогать ее бесполезно.
«Мне просто нравится шить. Возможно, позже свои умения я стану воплощать в платьях, а, может, продолжу шить картины. Пределов творчеству нет».