Знаменитая канатная дорога «Европа-Азия» через Урал превратилась в «аттракцион смерти». Закрытая ещё год назад на якобы на «профилактический ремонт», сегодня она официально признана аварийной и непригодной к эксплуатации.
Опасно для жизни
Вся проблема в том, что опоры начали устрашающе наклоняться в сторону реки. Норма, когда этот показатель не превышает 10 миллиметров, а здесь он колеблется от 13 до 20 миллиметров. Вроде бы немного, но для фуникулёра - катастрофа. Чтобы избежать беды, «канатку» закрыли. Выяснять причины случившегося доверили специалистам.
- При проведении ежегодной проверки техсостояния канатной дороги было выявлено отклонение от вертикали четырёх портальных колонн и одной несущей опоры, - объяснил директор городского управления капитального строительства Михаил ГРИГОРЬЕВ. - Из-за этого эксплуатация канатной дороги приостановлена.
В чём же дело - производственный брак или неправильная эксплуатация?
По словам Михаила Анатольевича, место, где стоят опоры канатной дороги, за все время ее работы дважды заливало во время паводков. Это, якобы, и стало причиной того, что просели фундаменты под портальными колоннами и одной из опор. В результате - крен.
Теперь на восстановление работоспособности подвесной канатной дороги потребуется почти 10 миллионов рублей.
- Ремонт дороги будет проводиться за счет бюджетных средств и инвесторов, - говорит Михаил Григорьев. - 4,22 миллиона рублей выделять из городской казны, а 5,5 миллиона - это средства инвесторов. Общая стоимость ремонта - 9 722 682 рубля.
Предъявить требования по гарантийному ремонту уже невозможно - дорога эксплуатируется с 2006 года и все сроки гарантий уже истекли.
Кто будет ремонтировать «переправу», решится на торгах, которые пройдут буквально на днях.
Из бюджетного кармана
К слову, по данным того же управления капитального строительства, общая стоимость затрат на возведение этого объекта - 53 589 842 рубля. На появление канатной дороги не было выделено ни одного бюджетного рубля - все средства поступили от спонсоров - оренбургских предпринимателей.
Возникает вопрос - почему же на ремонт объекта, который был построен по инициативе частных лиц, выделяются средства налогоплательщиков? При том, что большинство оренбуржцев считает, что затея с возведением канатной дороги через Урал, мягко говоря, не оправдывает себя.
Есть ещё один вопрос - неужели подрядчик, который строил «канатку» восемь лет назад, не знал, что побережье Урала с завидной периодичностью затапливает во время половодья? Не предусмотреть такую особенность берега реки, на котором ведёшь столь недешевое строительство, как минимум безответственно.
По словам директора управления капстроительства, ремонт подвесной канатной дороги планируется выполнить в течение этого года. Каким образом будут окупаться затраченные на него средства, пока не ясно - стоимость билета для проезда на этой достопримечательности до сих пор не определён. Но даже если брать по 500 рублей с человека за проезд, фуникулёр, его обслуживание и ремонт будет окупаться примерное 20 лет. Сомнительное вложение средств как для бюджета, так и для инвестора…