Еще несколько лет назад покупки с помощью интернета в России не пользовались большой популярностью. Люди по привычке предпочитали ходить в магазин, а ради необходимого товара были готовы объехать несколько точек, чтобы найти нужный и приемлемый по цене. При этом на поиски тратились время и деньги. Посмотреть своими глазами, потрогать руками, поторговаться с продавцом – эти принципы долгое время были главными при покупке.
Купить, не выходя из дома
Распространение интернета, а в интернете – увеличение количества сайтов, предлагающих покупки он-лайн, ведут к постоянному росту интернет-торговли. Рынок электронной коммерции в России развивается стремительно. По оценкам института маркетинговых исследований GfK Rus почти каждый третий россиянин в возрасте от 16 до 55 лет в 2017 году покупал товары в интернете. За год этот показатель вырос на 20%, а с 2014 — больше чем на три четверти.
Большинство покупателей приобретают товары в российских интернет-магазинах. Растет доля покупателей, которые заказывают необходимое в магазинах своего города. Среди стран, из которых россияне покупают товары по интернету, устойчивый рост показывает Китай.
Покупатели выбирают иностранные интернет-магазины прежде всего из-за низких цен, широкого ассортимента и возможности найти товары, которых нет в России. А вот отказываются от покупок за рубежом чаще всего из-за долгих сроков доставки и опасения стать жертвой мошенников.
Есть спрос – найдутся и мошенники
Общий объем продаж в интернете за последние годы исчисляется сотнями миллиардов рублей. Неудивительно, что подобный оборот привлекает огромное количестве мошенников, желающих поживиться за счет доверчивых граждан. Сводки происшествий практически ежедневно наполняет информация о регистрации обращений обманутых граждан. Мошенничество распространяется на покупку всего – от одежды до антиквариата, от бытовой техники до запасных частей автомобиля. В Красноярске болельщикам продали поддельные билеты на футбольный матч «Енисея» со «Спартаком», в Оренбурге молодой человек отправил неизвестным людям оплату за туристические путевки, а в Новотроицке мужчину обманули при покупке холодильника. Как видно, мошенники идут на обман даже ради нескольких тысяч рублей. Видимо, такой вид преступной деятельности все-таки приносит стабильный доход.
Часто в подъездах появляются объявления якобы от управляющих компаний, в которых жителям предлагаются скидки на замену окон, ванн или счетчиков. Причем УК ни сном, ни духом о подобных акциях. Замена счетчиков, их якобы контроль или установка стала притчей во языцех. Переход телевидения с аналогового вещания на цифровое в 2019 году порождает новую волну обмана. Теперь жителей «коллективно переводят» на цифру и предлагают чуть ли не домами сдавать деньги на приставку.
Советы, как избежать финансовых потерь при покупках в Интернете, есть. Ведь если раньше, отправляясь за покупками на реальный рынок, мы держали кошелек с деньгами поближе к телу и постоянно проверяли его наличие, что мешает нам проявлять бдительность, делая покупки виртуально?
"В соответствии с законодательством продавец должен до заключения договора розничной купли-продажи предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, - комментирует Наталия Фот, начальник отдела стандартизации ФБУ «Оренбургский ЦСМ». – Должна быть информация о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
На сегодняшний день деятельность по продаже товаров дистанционным способом регламентируется рядом нормативных документов и с целью конкретизации и дополнения отдельных норм и положений обязательного действующего законодательства с 1 января 2018 года вступил в действие национальный стандарт ГОСТ Р 57489-2017 «Руководство по добросовестной практике продажи товаров дистанционным способом с использованием сети интернет». Данный документ распространяется на лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью в сфере дистанционных продаж потребительских товаров, в том числе в сети интернет".
Продавцы не знают правил
Нередко продавцы реальных магазинов решают открыть сайт в Интернете, считая, что выход в киберпространство увеличит продажи и принесет дополнительный доход. О том, что в России разработано руководство по добросовестной практике продажи товаров дистанционным способом с использованием сети Интернет, знают немногие.
"Согласно ГОСТу, в интернет-магазине, помимо сведений, размещение которых предусмотрено законодательством, необходимо предоставлять еще дополнительную для потребителей информацию, уточняет Наталия Фот, начальник отдела стандартизации ФБУ «Оренбургский ЦСМ». - К примеру, возможность получения скидок и дополнительных поощрительных бонусов (в случае их наличия), возможность получения бесплатной консультации у представителя продавца, соблюдение требований законодательства о защите персональных данных и т.д. Надо отметить, что в случае, если на данный ГОСТ в заключаемом договоре купли-продажи есть ссылка, он становится обязательным для применения продавцом".
Как сообщает федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в структуре полученных обращений сейчас преобладают жалобы на оказание услуг розничной торговли, в том числе через интернет (41 %). А это означает, что регулировать данный процесс крайне необходимо, выстраивая его в цивилизованных рамках и приводя к государственным стандартам.