Примерное время чтения: 8 минут
645

Ровно сорок лет назад со станции Оренбург отправились первые строители БАМа

Гостями редакции «АиФ в Оренбуржье» стали сразу два участника тех событий семейная пара – Александр и Лариса Васильевы. Именно там они встретили друг друга и создали семью.

Романтика да и только

Ветераны великой стройки – это категория людей, до сих пор не жалеющая о громких словах, хранящая память о том, как эта железная дорога изменила их жизнь. Для них такие понятия, как взаимовыручка, энтузиазм, патриотизм, которые сейчас чаще всего воспринимаются с усмешкой, не пустой звук, а норма поведения.

Александр Сергеевич приехал на Бурятский участок БАМа, в составе комсомольского строительного отряда в мае 1974года. До армии он получил две специальности - водителя  и тракториста,  поэтому в отряде водил грузовую машину и БТР.

- Там это был единственный вид транспорта, на котором первое время можно было, куда-то добраться, вокруг непролазная тайга и болота, - вспоминает Александр Васильев. - Нашу бригаду забросили вертолётом на место базирования. Нам нужно было прорубить  просеку для дальнейшей отсыпки автодорожного полотна. До глубокой осени там барахтались. Жили поначалу в палатках, только к холодам построили землянки. Жизнь хоть и была трудной, но зато весёлой. Работали по 10 -12 часов, а после ходили на рыбалку, охоту, сидели до позднего вечера у костра, играли на гитаре, пели песни. Бригада наша в передовиках ходила, та  к нам часто столичных артистов забрасывали. Одним словом - романтика да только! (улыбается, - Прим. авт.).

Уже весной 1975 года бригада метростроевцев из Харькова на Бурятском участке БАМа начала прокладывать самый длинный  в мире тоннель. Бригаду Александра Сергеевича, направили на строительство жилья.

- Жильём это конечно было трудно назвать, это были бараки. Каждой семье давали комнату, а одинокие жили в общежитии. Жили дружно, весело, играли много свадеб. Посёлок Туннельный находился между сопок, весной на сопках расцветал багульник, и казалось все покрыто розовой дымкой. Рядом были гейзеры, так мы умудрились на них построить баню. В ней правда не было света, раздеваться приходилось в холоде, но всё же это была настоящая баня. Если мыться приходилось вечером, то ближе подгоняли машину и включали фары. Вообще воду приходилось экономить, так как попытки пробурить скважину не увенчались успехом и воду в посёлок привозили в водовозках.

Фото: Фото из семейного архива

Чрез год он снова стал водителем отдела снабжения рабочего отряда. В рассказах бамовца нет не только сожаления, но упрёков на лишения которые приходилось терпеть. Наоборот шквал оптимизма и приятных воспоминаний.

- Рядом с нашим посёлком был Баргузинский заповедник, летом 1977 года в нём случился пожар. Животные стали бежать из него и близ деревни появилась семья медведей: медведица с медвежонком. Искали еду в мусорных баках. Потом медведи настолько осмелели, что  перестали нас бояться. Тем более все старались их подкармливать. Но вскоре приехали  охотоведы,  поймали медвежонка и увезли, а медведица сначала сумела скрыться, а потом начала искать его, всё ходила вокруг посёлка и звала его. Жители стали бояться её и тогда охотники застрелили. Для  многих это была потеря.

На БАМе Александр Сергеевич пробыл до начала 80-х годов, вместе с семьёй решил вернуться на «большую землю».

- К началу 80-х годов жизнь на стройке улучшилась. Нам провели водопровод, построили дом культуры, теплицы. Жизнь налаживалась! В 1983 году в Северомуйске уложили «золотую»  шпалу. Сюда пришёл обводной железнодорожный путь. Для меня БАМ - это молодость, а разве можно о ней вспоминать плохо или жалеть? Сейчас тот трудовой энтузиазм, который был на БАМе, исчез. Ведь 40 лет назад мы строили не для чужого дяди, а для самих себя.

В числе первых

В 1974 году БАМ объявили комсомольской стройкой. Сотни тысяч молодых людей изъявили желание принять в ней участие. Конкурс в комсомольских отрядах доходил до 300 человек на одно место. Лариса Васильева, тогда выпускница Московского института советской торговли попала  в самую первую бригаду, которая отправилась из Оренбурга.

- Мне предложили поехать работать бухгалтером, а я не отказалась. Да и тогда так было не принято. Поехала совершенно одна, не скрою боялась, но решающими были слова бабушки, что это редкая возможность посмотреть мир. В тот момент в Оренбурге шло комплектование штата для работы в сфере обслуживания строителей на Бурятском участке БАМа. Начальником Управления рабочего снабжения Нижнеангарсктранстрой  был назначен житель Оренбурга Николай Ржевский. Мы должны были обслуживать строителей и обеспечивать их питанием и промышленными товарами. Жили мы на станции Таловка это под Улан- Удэ, там находилась центральная база нашего управления. В Таловку приезжали строители с дальних участков на переформирование, отдых. Мы им страшно завидовали, для нас они были героями. Расскажут нам жутких историй, отоспятся и снова в тайгу.

Фото: Фото из семейного архива

В конце апреля 1975 года  оренбурженку вертолётом отправили на самую северную точку Байкала - мыс Курлы. Там начиналось строительство города Северобайкальска.

- Из каких уголков страны там только не были ребята. И всем были нипочём тяготы быта, жили ведь в солдатских палатках. Было две улицы: Невский проспект и Звёздный проспект потом мы его стали называть «Милицейским». Там поселили двадцать милиционеров из Москвы. А с ними курьёзная история  произошла - о них забыли. И почти три месяца они изнывали от безделья и страдали от безденежья. В мае стал сходить лёд на Байкале и начался сильный шторм. Почти неделю была нелётная погода. Продукты у нас все закончились. Оставалась мука, тушёнка, немного сгущённого молока – это всё, что успели привезти вертолётами. Всю неделю девушки работали в столовой - пекли лепёшки и мешками возили на просеку. А первая зима вообще очень суровая стояла. Морозы доходили до - 50 градусов. Было много обмороженных и больных.

Фото: Фото из семейного архива

Для Ларисы Юрьевны БАМ во многом определил судьбу, здесь она встретила любимого человека, здесь же родилась у них старшая дочь.

- За те 8 лет прожитых там произошло столько хорошего и трагического. И всё же больше было светлых моментов, были друзья, любимая работа, уважение окружающих, ощущение, что твой труд нужен государству. Жаль, что потом о нас забыли, даже было время когда нас просто хаяли.

Стройка века оказалась чрезвычайно затратной. Её стоимость составила 17,7 млрд. рублей  и в 4 раза превзошла ожидания. И если в девяностые шло массовое «развенчание» БАМа, то в наши дни больше говорят о перспективах магистрали. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах