При этом растёт урбанизация, люди тянутся в города, справедливо полагая, что только там можно заработать себе на более-менее сносную жизнь.
Десять против одного
Между тем, в соседней Белоруссии президент Александр Лукашенко пытается решить эту проблему кардинально: им готовится особый декрет, по которому жителю села будет разрешено переехать в город только с личного одобрения губернатора региона. Подобная практика, кстати, уже применялась во временя Хрущёва, когда у советских колхозников буквально отнимали паспорта, и вырваться в город можно было, только отправившись на «ударную стройку», или - «выскочив замуж» за городского. Однако ни к чему хорошему в итоге запретительные меры не привели.
Доктор технических наук, профессор Оренбургского аграрного университета Лев Карташов считает, что спасти село от гибели может только жёсткая государственная политика и резкий подъём образовательного уровня крестьян, который сегодня, увы, остаётся непростительно низким.
- Лев Петрович, вы занимаетесь научной работой в сфере механизации сельского труда. В чём же, по-вашему, главная беда нашего агрокомплекса?
- Совершенно верно, в науке я уже более полувека. А отвечая на ваш вопрос, скажу так: главная беда нашего сельского хозяйства - низкая, я бы даже сказал, катастрофически низкая производительность труда. Обладая гигантскими земельными, водными и прочими ресурсами, мы используем их крайне неэффективно. Для сравнения могу привести такой пример: один американский фермер производит продукции вдесятеро больше, чем один российский. Вы представляете, какой колоссальный разрыв! Не на проценты, и не в два, не в три - в десять раз!
- Но, возможно, климатические условия там, на американском континенте, совершенно другие?
- Климат, конечно очень важен, а для ряда отраслей растениеводства - и вовсе является определяющим. Но только лишь на него списывать все неудачи нельзя. Ведь, скажем, в Канаде и ряде северных штатов США климатические условия схожи с нашими. А производительность при этом - намного больше.
- Так в чём же тогда проблема? Почему наше сельское хозяйство столь неэффективно?
- Основная причина, на мой взгляд, это низкий профессиональный уровень сельских тружеников и плохая оснащённость современной техникой. Впрочем, техника и образованность - это взаимосвязанные вещи, ведь неуча не посадишь за руль современного зерноуборочного не комбайна даже, а настоящего комплекса, оснащённого компьютерной «начинкой», навигационной системой и т.д.
Опять-таки, для сравнения приведу пару цифр: если на Западе среди работников сельского хозяйства 80% имеют высшее или, говоря нашим академическим языком, неполное высшее образование в своей отрасли, то у нас аналогичных специалистов на селе всего 5% от числа работающих. С такими кадрами ни о какой производительности говорить не приходится.
Специалисты-беглецы
- Но есть же у нас аграрные вузы, и насколько я знаю, недобора там нет, молодёжь идёт получать сельские специальности…
- Совершенно верно. Но многие ли потом хотят возвращаться на село? Впрочем, это ведь беда не только аграрных вузов. По статистике, лишь каждый пятый выпускник медвуза идёт работать в больницу, 15% выпускников-педагогов идут в школы… Остальные устраиваются работать менеджерами, продажниками, да кем угодно, только не по специальности. И это серьёзнейшая государственная проблема! Можно сколько угодно ругать времена СССР, но идея распределения молодых специалистов по отраслям народного хозяйства имела свою логику.
- Да, о «новшествах» слышал. И прежде чем ответить на ваш вопрос, опять-таки приведу несколько цифр: та же Белоруссия в год поставляет в Россию порядка 5 миллионов тонн молока и молокопродуктов. При этом годовое производство этого продукта внутри России составляет порядка 30-33 миллионов тонн. А ведь население маленькой Белоруссии - 9,5 миллионов человек, в России же - 143 миллиона.
То есть на таком примере можно представить, что сельское хозяйство у соседей по ряду показателе более развито, чем у нас. Другое дело, конечно, методы… И запреты, я уверен, не самые лучшие из них.
Место под солнцем
- Лев Петрович, получается какой-то замкнутый круг: молодёжь не хочет после учёбы возвращаться на село, соответственно, там падает образовательный и профессиональный уровень, что ещё больше способствует оттоку людей. Где же выход?
- Во-первых, я хочу сказать, что урбанизация, то есть процесс перетока людей в города ведь не вчера начался. И это не только наша тенденция, во всём мире так. Повышение производительности труда высвобождает трудовые ресурсы: там, где раньше работали 200 человек, сегодня достаточно 20, и получают они соответственно вдесятеро больше, чем раньше. В такой «качественной» урбанизации нет ничего катастрофического, если происходит укрупнение сёл, сопровождающееся улучшением уровня жизни, получением культурных, образовательных, рекреационных благ на уровне городских.
Но беда в том, что у нас-то в области урбанизация совершенно другая. Она не сопровождается ростом производительности и, следовательно, таким же ростом доходов селян. И это уже ответственность государства, которое за десятилетия так и не смогло создать условий для нормального функционирования отрасли АПК, так и не смогло приблизить сельские стандарты жизни к городским. Да что там, у нас до сих пор половина сельских домохозяйств не имеют центрального водопровода, таскают воду с колонок в вёдрах. А ведь на дворе - XXI век! О каком росте производительности можно говорить, если элементарный быт не устроен?
Нужна масштабная, глубокая государственная программа модернизации села. Должно быть чёткое понимание, как будет выглядеть современное село, какова его экономика, социальная инфраструктура. Молодёжь должна увидеть будущее, перспективы на селе. Тогда и никакого «крепостного права» не потребуется, чтобы удержать там людей.