Неустойка за протечки
В квартире на девятом этаже в доме 32/2 после продолжительных ливней начинает капать с потолка в коридоре.
Вот, что рассказывает жилец Светлана Горячева: « Каждый раз говорим в ТСЖ, они что-то делают, но по весне, когда тает снег или осенью, когда начинаются ливни, всё возвращается на круги своя. Видимо, обычными заплатками там уже не обойтись».
Начиная с нового года, жильцы получат право требовать с управляющих компаний возмещение ущерба или неустойку за то, что вовремя или не в том объёме выполнили те или иные работы. В копеечку жилищникам обойдётся и неправильно рассчитанная квитанция об оплате услуг. По закону размер штрафа может достигнуть 30% от стоимости услуги или половину от завышенной суммы в квитке.
Казалось бы - хорошая инициатива, однако специалисты не спешат радоваться новому закону. По их словам, не совсем ясно, как этот механизм будет работать.
- Прежде, чем вводить штрафные санкции против управляющих организаций, стоит обратить внимание и на то, как свои обязательства исполняют сами собственники, - считает Любовь СУХАНОВА, генеральный директор управляющей компании. - Полностью отследить качество таких услуг, как подача воды и отопления, можно только после того, как во всех квартирах появятся счётчики. В идеале вообще нужно вводить автоматизированную систему снятия показаний приборов учёта - объёмов потребления, температуры ресурса и его давления. Без этого можно смело ожидать новую волну банкротства управляющих компаний и ТСЖ.
Заявительный характер
В жилищных организациях считают, что самим УК придётся отстаивать свою честь, доказывая, что претензии жильцов нужно адресовать не им, а поставщикам воды и тепла.
- Если в квартире слабый напор воды или холодные батареи, то жильцы сразу же идут к нам, - говорят сотрудники УК. - Но мы здесь выступаем как посредники - температуру выдаёт теплостанция, давление тоже идёт от поставщика. Поэтому нам придётся самим доказывать, что это не наша вина.
Жалобы на некачественную работу УК будет принимать жилинспекция. Там новые поправки приняли с энтузиазмом, но не скрывают, что полностью вернуть все потраченные впустую деньги жильцов вряд ли получится.
- Это поможет ужесточить контроль качества услуг, которые оказывают жилищные организации, уменьшить число недобросовестных игроков на рынке, - считает Александр МИТИН, и.о. руководителя областной Государственной жилищной инспекции. - Что касается сбора доказательств и выяснения, кто именно виноват - ресурсники или жилищники - то здесь я большой проблемы не вижу. Механизмы существуют и довольно неплохо работают уже сегодня. Но по закону вернуть деньги, если в квитанции завышенные суммы, можно только тем, кто обратился с заявлением. При любом раскладе останутся люди, которые не станут этого делать, а значит и часть нечестно заработанных средств осядет в карманах управляющей организации.