Причём наиболее значительно пострадают жители многоквартирных домов старой советской постройки - «хрущёвок» и болгарских «панелек». Менее заметен финансовый удар будет для тех, кто заранее к нему подготовится и сможет пережить до весны последствия ценового шока.
Спорная корректировка
Коммунальное нововведение детально прописано в 354-м постановлении Правительства РФ. Суть его в том, что теперь оплачивать услуги отопления нам всем придётся по факту - сколько потребили гигакалорий тепла, такая сумма и будет напечатана в квартплатной квитанции.
Напомним, что все последние годы Оренбургская область принципиально не вводила такую схему. Вместо этого применялся так называемый равно-пропорциональный метод. То есть каждый месяц жители вносили за отопление одинаковую сумму, вне зависимости от того, жарит ли июльский зной, или в окна стучит февральская вьюга.
С 2001 года в нашей области (преимущественно - в самом Оренбурге) началась активная установка общедомовых счётчиков тепла. Прибор замеряет температуру и объёмы входящего и выходящего теплоносителя, вычисляя таким образом число потреблённых домом гигакалорий.
Таким образом была отработана система корректировок за отопление. То есть платили люди как и прежде, каждый месяц равными долями. Но в конце года, суммируя платежи и показания потреблённых гигакалорий, выводился итог: теплоэнергетики или возвращали переплаченные людьми деньги, или наоборот, выставляли дополнительные счета.
Такая система вызывала множество споров, особенно когда речь шла о корректировках «в плюс». Понятно, что никто не хотел доплачивать в конце года за излишне потреблённое тепло. Но теперь никаких корректировок больше не будет - плата за отопление начнёт поступать строго по факту потребления.
Сезонный фактор
Сам механизм начисления довольно прост: прибор учёта за месяц «накручивает» определённое число гигакалорий тепла. Затем эти данные «разбрасываются» по квартирам пропорционально площади. И умножаются на 1253,2 рублей - именно столько в Оренбурге сегодня стоит гигакалория.
Если дом оснащён индивидуальными теплосчётчиками (а это практически все новостройки, введённые после 2012 года) - то здесь ситуация ещё проще. Каждый месяц контролёр снимает показания вашего прибора и выставляет счёт за горячие батареи - полная аналогия с системой учёта и платежа за электричество.
Но чем же грозит новая схема рядовым оренбуржцам? В первую очередь тем, что уже в январе резко вырастут платежи за квартиру. Ведь первый месяц года у нас традиционно и самый холодный, а значит и расходы на отопление - максимальны. Конечно, летом за тепло ничего платить не придётся и приходящие суммы будут меньше, чем обычно. Но тем не менее, для многих семей, которые считают каждую копейку и ждут привычного «квитка» на 3500-4000 рублей, разовый счёт в 7000 рублей может оказаться просто неподъёмным.
Греем улицу?
Есть и второй серьёзный момент, который обострит система оплаты отопления по фактическому потреблению. Это - регулировка подаваемого в дома тепла. Ведь не секрет, что многие оренбуржцы недоумевают, когда при плюсовой температуре за окном батареи нередко жарят, как в парной. Приходится настежь открывать окна и балконы, фактически оплачивая отопление улицы. Но если раньше в равномерно «размазанном» по всему году платеже это не было заметно, то теперь люди смогут воочию увидеть, как улетают через открытые форточки их сотни и тысячи кровно заработанных рублей. Ведь очевидно, что если счёт за тепло в октябре и декабре окажется одинаковым, это говорит о полнейшей бесхозяйственности жилищной организации, которая даже и не пытается экономить и регулировать теплоподачу. Слесарь один раз в начале отопительного сезона открыл вентили на теплопункте - и дальше всю осень-зиму-весну лежи на топчане и получай зарплату…
При этом давно уже существуют специальные автоматические блоки управления подачи тепла, которые приоткрывают или, наоборот, закрывают задвижки в зависимости от температуры на улице. Установка таких приборов позволяет в 2-3 раза снизить расходы на тепло. Но пока из почти 200 ТСЖ и УК в Оренбурге лишь единицы устанавливают такие приборы, не считая нужным заботится о кошельках своих жителей.
Впрочем, справедливости ради нужно отметить, что и сами люди могут немало сделать для экономии тепла. Например, это установка современных окон с двойной вакуумной камерой и теплоотражающей плёнкой. Врезка в батареи так называемых «байпасов», то есть перепускных краников, которые позволяют убавить подачу теплоносителя в радиатор.
Окна в подъезде, входные двери, чердаки и подвалы - всё это тоже источники теплопотерь. И если как следует их «загерметизировать», то расходы упадут ещё почти вдвое (см. инфографику).
Таким образом, чтобы избежать астрономических счетов за ЖКХ, нам всем придётся научится экономить. И рассказы про то, как в Европе люди специально выключают отопление, мёрзнут и спят одетыми, чтобы не платить за тепло, могут перестать быть анекдотом. Жаль только, что опять наш жилищно-коммунальный комплекс совершенно не подготовился к тому, чтобы смягчить ценовой удар по населению. И за чьё-то «и так сойдёт» в итоге заплатят рядовые оренбуржцы…
ОФИЦИАЛЬНО
Мария КАЛИНКИНА, представитель теплоснабжающей компании
- Сегодня практически 90% многоквартирных домов в Оренбурге уже оснащены приборами учёта тепловой энергии, активно развивается и система автоматического контроля и передачи данных с этих приборов на единый центр управления. Таким образом, технически мы готовы работать по новой схеме. Другой вопрос, что нужно вести и работу информационную, причём делать это должны не только теплоэнергетики, но и сами ТСЖ и УК, которые обслуживают дома. В целом же оплата по факту потребления коммунальной услуги - наиболее справедлива. И, кроме того, служит стимулом для внедрения мер энергосбережения и экономии.
Ольга ЗАЛАВСКАЯ, кандидат юридических наук
- С 1 января 2015 года для многих жителей станет неприятным сюрпризом тот факт, что их жилищная организация все эти годы практически не занималась вопросами энергосбережения. И это будет шоком: вроде бы два одинаковых дома, типовая серия, но у собственников одного расходы на тепло оказываются в полтора раза больше, чем у другого. Я думаю, это многих заставит задуматься - кто управляет жилым фондом и как эффективно.