21 сентября весь православный мир празднует Рождество Пресвятой Богородицы. Жизнь земной матери Иисуса Христа была полна чудес. Ее приход в наш мир также был чудесен и полон божественного замысла. В праздничный день корреспондент АиФ в Оренбурге обратился к святым книгам, чтобы вспомнить о необыкновенной жизни самой знаменитой женщины христианства.
Чудесное рождение
В небольшом галилейском городе Назарете жила супружеская пара Анна и Иоаким. Супруги были уже не молоды, всю жизнь прожили в мире и согласии, однако наследников у них так и не появилось. Бремя бездетности очень тяготило и печалило их.
Однажды в день большого праздника Иоаким принес в Иерусалимский храм дары Господу Богу. Но священник отказался принимать их, так как мужчина был бездетен, а дети считались благословением Божьим. До Анны, находившейся в это время дома, дошла весть о поступке священнослужителя. Узнав, что ее муж в отчаянии ушел в пустыню, женщина вышла в сад и начала плакать. Сердце ее было преисполнено печали, так как старость была близка, а радости родительства они с супругом так и не познали. В этот момент ей явился ангел. Он сказал: «Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария». Посланник Господа в этот же момент явился и Иоакиму и возвестил ему, что «Бог услышал твою молитву, и Он благоволит даровать тебе Свою благодать. Твоя жена Анна зачнет и родит тебе Дочь, которая будет радостью для всего мира. Вот тебе знак, что я говорю тебе правду: иди к храму в Иерусалим, и там, у Золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я сказал то же самое».
Услышав эти слова, Иоаким немедленно отправился в Иерусалим и, как и говорил ангел, у храма нашел свою жену, молящуюся Богу. Женщина рассказала мужу о том, что услышала от ангела и, помолившись, супруги отправились домой.
Спустя положенные девять месяцев Анна родила девочку. Согласно подсчетам религиоведов, зачатие Девы Марии произошло 9 декабря. Исходя из даты рождения Богородицы – 8 сентября с отчетом девяти месяцев. Епископ Русской православной церкви, митрополит Ростовский и Ярославский Димитрий писал об этом в своем труде: «Говорили же некоторые, будто Пресвятая Дева родилась через 7 месяцев — и родилась без мужа, но это несправедливо».
По случаю рождения первенца счастливый Иоаким принес Богу богатые дары и большие жертвы. Первосвященники, священники и простые люди благословляли его, ибо мужчина удостоился благословения самого Господа.
Детство Матери Спасителя Мира
Когда маленькой Марии исполнилось 6 месяцев, Анна поставила ребенка на ноги, желая посмотреть, может ли девочка стоять. Как говорится в протоевангелии Иакова, Мария сделала семь шагов и возвратилась в руки матери. Увидев это, женщина решила, что ее дочь не будет ходить по земле, пока ее не введут в храм Господень. «Анна устроила особое место в спальне дочери, куда не допускалось ничто нечистое, и призвала непорочных дочерей иудейских, чтобы они ухаживали за младенцем».
Мария воспитывалась в обстановке ритуальной чистоты и была введена в храм в возрасте 3 лет. В храме девочку встретил первосвященник. Согласно апокрифу, это был Захария – отец Иоанна Предтечи, Крестителя Иисуса Христа. О чудесной истории супругов Захарии и Елисаветы мы писали 19 сентября, в день их памяти. Анна и Иоаким поставили дочь на первую ступеньку храма, и затем девочка сама взбежала вверх по лестнице, ни разу не обернувшись на родителей. Первосвященник ввел Деву Марию в Святая святых, куда сам входил с жертвенной кровью лишь раз в году. Так началась жизнь маленькой Марии в Иерусалимском храме, где она, вместе с другими благочестивыми девами, изучала Святое Писание, занималась рукоделием и неустанно молилась.
Обручение с Иосифом
Когда Мария стала совершеннолетней, ей, по традиции, был избран супруг, с которым ее обручили. Муж для девушки был выбран из колена Давида – немолодой Иосиф Обручник. По преданию посох Иосифа расцвел у него в руках, что явило собою «одобрение» со стороны высших сил. Согласно свидетельству святого Иеронима, посох выпустил именно цветы миндаля. Из-за схожести звучания слов virga («палочка») и virgo («девственница») в средние века за миндалем закрепилось значение девственной чистоты, а само дерево стало одним из атрибутов Богоматери.
Через некоторое время Иосифу во сне явился архангел Гавриил. Он сообщил ему, что Мария беременная и сказал: «не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». Пробудившись ото сна, мужчина сделала так, как повелел ему ангел. «Иосиф принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус».
Благая весть
По некоторым данным, архангел Гавриил принес Благую весть Марии в тот момент, когда та работала над пурпурной пряжей для храмовой занавесы. В этом занятии можно узреть схожие черты предстоящего «прядения» младенческого тела Иисуса из «ткани» материнской крови в утробе Марии. «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца», - изрек Гавриил.
По мнению многих богословов, первые слова архангела - «Радуйся, Благодатная» были первой «благой» вестью для всего человечества с момента его грехопадения. По мнению епископа Неокесарийский, святителя и богослова Григория Чудотворца, Мария, опасаясь нарушения ее девства, спросила у ангела «как будет это, когда Я мужа не знаю?». Тогда небесный посланник привел ей пример ее родственницы Елисаветы и услышал от Девы «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему».
Ряд богословов считает, что в момент Благовещения произошло и Боговоплощение — Бог облекся в плоть. По мнению православного богослова, литургиста, философа и писателя Николая Кавасилы, воплощение замысла было общим делом, как Святой Троицы, так и самой Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, он так бы и остался неосуществленным. Лишь после того, как Бог наставил Святую Деву, Он принял ее в Матери и заимствовал у Нее плоть.
Святые места, иконы и статуи
О дальнейшей судьбе Девы Марии, ее смиренности и любви к Богу, мы все знаем из разных книг. Для многих женщин, а особенно матерей, Богородица во все века являлась символом материнской любви, заступницы и сильной женщины. Ведь жить и знать о том, какая участь уготовлена твоему ребенку и стоически принимать это каждый день – признак нерушимой веры и силы духа. То, что Богородица особо почиталась у христиан, свидетельствуют изображения II-III века, обнаруженные в римских катакомбах. Гонимые христиане прятались под землей, где и совершали свои богослужения. В 431 году Третьим вселенским собором было принято окончательное решение о почитании Богородицы. В православии почитание Девы Марии идет берет свое начало от ее византийского культа. В 330 году произошел перенос столицы Римской империи в Константинополь и Новый Рим был посвящен Богородице. В результате археологических раскопок были выявлены около двух сотен храмов, посвященных Марии.
Согласно Преданию православных христиан на земле существуют места, которых находятся под особым покровительством Небесной Царицы. Их принято называть земными Уделами Богородицы. Всего таких местностей четыре: Святая гора Афон, Иверия (Грузия), Киево-Печерская лавра и Серафимо-Дивеевский монастырь.
Также в православии существует много почитаемых икон Богородицы. В России к особо чтимым относятся иконы Казанской, Владимирской и Иверской Божьей Матери. В Оренбуржье верующие почитают икону Табынской Божьей Матери. Многие иконы и статуи Девы Марии считаются чудотворными. Среди них особо знаменитыми являются Ченстоховская икона Божией Матери, Остробрамская икона, а также чудотворные статуи в монастыре Монтсеррат в Испании, в австрийском Мариацелле и в городе Халиско в Мексике. Еще одним известным образом считается образ Девы Марии Гваделупской в Мехико.
Богородицу можно по праву считать не только чисто христианским образом, но и образом женщины и матери в самом широком смысле данного понятия. Именно ей молятся женщины, прося о благоприятном родоразрешении, к ней обращаются за помощью и защитой матери с молитвами о здравии всех детей. Благодаря ей, женщина в такой «мужской» религии, как христианство, стоит далеко не на последнем месте и почитается наравне со святыми мужами.