315

Барьер, еще барьер! В Оренбурге инвалиды проверили доступность транспорта

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. АиФ в Оренбуржье 25/10/2017
Заехать в салон низкопольного автобуса даже инвалиду в сопровождении здорового человека довольно непросто, не говоря уже о тех, кто передвигается по городу в одиночку.
Заехать в салон низкопольного автобуса даже инвалиду в сопровождении здорового человека довольно непросто, не говоря уже о тех, кто передвигается по городу в одиночку. / Евгения Чернова / АиФ

«Это не багаж, а мои ноги!»

Пару недель назад в Оренбурге проверили доступность городской среды для инвалидов и маломобильных людей. В мониторинге приняли участие те, кто непосредственно сталкивается с трудностями на улицах города - колясочники и незрячие.

Оренбурженка Елена Иоффе волею судьбы оказалась в инвалидном кресле, но это не сломило ее.

«Я живой и активный человек, - говорит Елена. - Хочу сама выбираться в магазины, у меня для этого есть пандус у подъезда. Но на этом доступная среда заканчивается. Тротуар возле моего дома по проезду Промысловому совсем не приспособлен для передвижения по нему на коляске. Очень высокие бордюры, да и покрытие оставляет желать лучшего».

Рядом с домом Елены - большой торговый комплекс, в котором все предусмотрено для того, чтобы его без проблем посещали маломобильные люди. Да и в доме у нее все для этого приспособлено.

«Получается, что доступность есть только местами, но из-за этих «провалов» мы не можем нормально перемещаться по городу, - сетует женщина. - Да, у нас есть и низкопольные автобусы, и спецтранспорт, в конце концов, можно просто воспользоваться такси. Но на деле все оказывается не так радужно».

Чтобы выяснить расписание низкопольного автобуса, люди звонят диспетчерам общественного транспорта. Но там не могут сообщить расписание на сутки вперед, только день в день, следовательно, запланировать выход «в свет» заранее становится проблематично. Спецтранспорт, который предоставляют по линии соцзащиты, наоборот, нужно заказывать заранее, с ним спонтанные поездки также оказываются под ударом. Ну с такси вообще бывают сложные ситуации.

« Однажды мне нужно было срочно ехать, заказать спецтранспорт у меня не получилось, а потому я просто решила вызвать такси, - делится опытом Елена Иоффе. - Но водитель, увидев мое кресло, потребовал доплатить к тарифу за провоз багажа, поскольку его пришлось убрать в багажник. Но это же не багаж, это мои ноги!»

В Оренбурге не хватает парковок для инвалидов, а те, что есть, зачастую заняты автомобилями без спецзнаков - еще одна проблема. Однако особого короля за сложившейся ситуацией нет. Более того, Николай Деревянкин, который также передвигается на коляске, сказал, что был свидетелем, как производилась эвакуация автомобиля, которой стоял рядом с пешеходным переходом, но на незаконную стоянку автомобиля на площадке для инвалидов никто не обратил внимания.

Пешком - доступнее

У председателя областной организации инвалидов детства, родителей и опекунов и попечителей детей-инвалидов «Виктория» Гузалии Сапуновой сын - инвалид-колясочник. Ему 27 лет, но женщина всегда сопровождает его на улице.

«Мы для себя рассматривали несколько маршрутов, по которым можем передвигаться из одного конца города в другой, - делится женщина. - Среди них были и автобусы, и спецтранспорт, но методом проб и ошибок мы остановились на пеших прогулках.

Причин для этого несколько. Во-первых, низкопольные автобусы, хоть и есть в городе, но ездят далеко не по всем маршрутам. Кроме того, даже  в них инвалиду-колясочнику трудно попасть».

«Там есть откидной пандус, который сделан из обычного куска фанеры, - рассказывает Гузалия. - Но он установлен под таким углом, что на него трудно заехать даже при помощи здорового человека, не говоря уже о тех, кто передвигается на коляске без сопровождения».

Виной тому, по мнению женщины, слабо развития инфраструктура - слишком высокие бордюры на остановках общественного транспорта и отсутствие съездов. Кроме того, предполагалось, что помогать инвалидам заехать по пандусу в автобус должны водители, но мало кто из них на это идет.

«Поэтому мы ходим пешком, - продолжает Гузалия. - Для нас это и прогулка, и способ общения. До центра города с Маяка, где мы живем, мы идем два часа. И это еще из-за того, что в частном секторе нет нормальных тротуаров, а дороги оставляют желать лучшего».  

Помощь должна быть адресной

На самом деле, чтобы решить проблемы инвалидов, нужно просто пройти с ними по обычному пути, тогда становится ясно, с какими трудностями сталкиваются люди.

«Здоровым людям и в голову не придет ругаться на слишком высокие бордюры, они вообще вряд ли заметят это, - говорит член регионального отделения ОНФ Надежда Корнеева. - А кто вообще обращает внимание на то, сеть ли рядом с лестницами перила? Только те, кому они действительно нужны. Поэтому для того, чтобы бюджетные деньги, которые выделяют по программе «Доступная среда», шли в дело, важно советоваться с теми, для кого все это делается».

А потому в общественных организациях, отстаивающих права инвалидов, считают, что действие программы должно быть адресным. Невозможно в современных экономических условиях везде организовать доступную среду для инвалидов. Следовательно, нужно выстраивать конкретные маршруты для конкретных людей. Живут люди в определенном доме, оттуда и начинать формирование доступности с пандусов около подъезда, затем перейти к заниженным бордюрам и специальным съездам, обеспечить ими все тротуары на пути колясочника к остановке общественного транспорта, откуда он без труда сможет заехать в низкопольный автобус и доехать в другую часть города.

Вот тогда помощь действительно дойдет до каждого, а не будет прерываться на разных этапах.

ПОЗИЦИЯ

Проблемы решит человеческое отношение

Юрий Рываев, заместитель прокурора Оренбургской области:

«Прокуратура часто обращается к теме доступной среды, мы регулярно проверяем, как она реализуется, тем более, что из бюджетов всех уровней на нее выделяют немалые средства. Каких-то крупных нарушений нами пока не выявлено, программа исполняется вовремя и в полном объеме.

Однако стоит отметить, что очень много вопросов, которые касаются доступной среды для инвалидом, могут решиться не путем вложения больших денег, а просто при человеческим отношением. Если строители и проектировщики  просто задумаются о том, как сделать тротуары более удобными для инвалидов или мам с колясками, вряд ли это потребует серьезных финансов. Заниженный бордюр или дополнительный спуск тоже вряд ли стоят миллионы. А потому некоторые нарушения, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями, можно искоренить обычным воспитанием».

КОМПЕТЕНТНО

Все деньги пошли в дело

Марина Сябренко, начальник отдела реабилитации и социальной интеграции инвалидов областного министерства социального развития:

«В 2016 году только на доступность к объектам транспортной инфраструктуры выделено 224 млн рублей, все они израсходованы.  В 2017 году выделено 114 млн рублей. Эти средства расходуются исключительно на доступность структурных подразделений органов исполнительной власти. При этом стоит помнить, что в рамках программы деньги из областного бюджета выделяются только в части органов исполнительной власти. Органам муниципального самоуправления деньги не выделяются. Муниципальные образования могут разрабатывать свои программы и определять финансирование из своего, местного, бюджета на мероприятия по доступности среды для людей с ограниченными возможностями здоровья».

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах