Кто бы мог подумать, что в обычной оренбургской школе на обычном уроке иностранного можно будет услышать не сонеты Шекспира, а тексты рэпера Эминема или диалоги на тему похода на концерт Оксимирона? Такую форму подачи материала использует учитель английского языка СОШ №54 Оренбурга Сергей Коновалов. С учителем поговорил корреспондент «АиФ Оренбург».
Нестандартный подход
Евгения Чернова, «АиФ Оренбург»: Сергей Юрьевич, как вы пришли к такому способу подачи материала на уроке?
Сергей Коновалов: Я сам с подросткового возраста увлекаюсь рэпом, много интересовался этим направлением музыки, изучал биографии исполнителей, как наших, так и зарубежных. Сегодня дети слушают других исполнителей, но интерес к этой культуре остался. К примеру, на своих уроках мы изучали различные времена английского языка на примере биографии Эминема, а диалоги составляли на тему «Как я сходил на концерт Оксимирона».
Заметив, как популярен среди подростков современный рэп-исполнитель Оксимирон, я написал на своей странице в соцсети шутливое обращение к нему. Я предложил ему включать в свои тексты правила русского или того же английского языков, потому что современная молодёжь больше слушает его треки, чем выступления учителей у доски. В итоге в этом обращении я призвал самого Оксимирона стать учителем и помогать современным детям изучать школьную программу. К слову, ещё до этого на уроках я рифмовал правила грамматики в стиле рэп и буквально начитывал их ученикам. В такой нестандартной форме они лучше воспринимают материал. Конечно, я не читаю речитативы на каждом занятии, это скорее зависит от вдохновения, какой-то материал могу преподнести в такой форме, какой-то даю в стандартной. Чаще всего я использую такие формы при организации открытого урока. Так, на одном из них мы устроили батл двух времён английского языка.
Держать дистанцию
- Наверняка не все ученики у вас повально слушают рэп. Есть ли такие, кто увлекается другой музыкой, и поэтому не воспринимает вашу форму подачи материала?
- Конечно, вкусы у всех разные, но разногласий у нас нет. Я собрал небольшой сборник песен самых разных исполнителей, которые относятся к разным периодам времени. На них мы также изучаем английский и его грамматику. Но рэп мне ближе, поэтому чаще обращаюсь к нему. На самом деле здесь не так важно, какой стиль музыки или какого исполнителя ты выберешь, важно, чтобы дети увидели, что твой предмет может быть интересным, что эти знания можно применять здесь и сейчас. Грамматика-то не меняется, да и формы изучения тоже - упражнения в учебниках и те, которые даю я, одни и те же, отличается только материал, на котором я всё это объясняю. Это не просто тексты из учебника, а песни, которые интересны школьникам.
- Часто можно услышать, что рэп - это культура улиц. Насколько она уместна в стенах школы?
- Это довольно узкий взгляд на целый пласт культуры. Да, когда-то в 60-х годах прошлого века, когда рэп зарождался в американском гетто, он в основном рассказывал о проблемах американских улиц. Но сегодня рэп-композиции включают в себя целые пласты культуры. особенно это заметно по русскому рэпу. У того же Оксимирона есть трек о русском языке. Он вообще как человек с очень хорошим образованием (учился он в Оксфорде) делает интересные отсылы к литературе в своих текстах. Конечно, я не допускаю, чтобы на уроках мои ученики фамильярно или панибратски общались со мной. Большой опыт работы в школе помогает выдерживать дистанцию, поэтому рэп - всего лишь инструмент подачи знаний, а как его использовать, решает сам учитель.
Дать право выбора
- Помимо того, что современные дети погружены в музыку и рэп-батлы, что ещё вы можете о них сказать? Трудно ли находить общий язык?
- Если ты внимательный учитель или родитель, то всегда поймёшь, как лучше донести информацию до детей. С ними надо разговаривать на понятном для них языке, иначе то, что вы пытаетесь им преподать, не достигнет цели.
- Учитель - это друг или всё же наставник? Как вам удаётся соблюсти границы в общении с подростками?
- Скорее, второе. Основные моменты воспитания всё же должны исходить из семьи. Тем более, я как педагог, вижу детей всего два-три раза в неделю, не всегда могу что-то заметить. В любом случае учитель всегда открыт для своего ученика. Школа воспитывает по-своему, помогает увидеть связи между самыми разными сторонами жизни. Даже на своих уроках я не останавливаюсь на одной теме. Если мы проходим тему «Помощь по дому», то всё равно стараемся обсуждать и взаимоотношения в семье. Если изучаем место, где живём, затрагиваем вопросы экологии. Ребёнку нужно показать, что вокруг него много интересного, дать возможность выбрать то, что его увлечёт. В этом основная задача обычной школы. А будет это рэп или что-то ещё, определит сам ученик.