На прошлой неделе вся страна в ужасе замерла от двух подряд случаев, произошедших сначала в пермской школе, а затем в школе в Улан-Удэ. Подростки и в том, и в другом случае устроили практически бойню в учебном заведении: пострадали дети, учителя.
Корреспондент «АиФ в Оренбуржье» вместе с Татьяной Самарцевой, психологом лицея № 4 Оренбурга пытается разобраться в причинах трагедий, и понять - можно ли предотвратить подобные случаи?
Не проходите мимо!
Анна Жураковская, «АиФ Оренбург»: Стала ли агрессия подростков обычным делом для современной школы? Эти проявления - огрехи воспитания, психиатрические проблемы, игромания, может быть, что-то другое?
Татьяна Самарцева: Подростки и раньше были агрессивными, но чаще занимались разными видами спорта и больше двигались, позволяя адреналину выходить естественным способом. Ведь состояние агрессии можно направить в позитивное русло: помыть полы, пробежаться, подтянуться на турнике, выжать штангу, поиграть в футбол, волейбол, хоккей или другую игру на свежем воздухе.
И причиной агрессии является чаще всего смешение факторов. На становление личности влияет наследственность, воспитание и социальная среда. Представьте, в семье постоянно наблюдается вербальная и физическая агрессия между родителями, а зачастую она распространяется на детей. Ведь не зря говорят, «не воспитывайте детей, они все равно будут похожи на вас!». А потом, сколько абсолютно здоровых детей рождается? По статистике меньше 20%. А в подростковом возрасте «друзья», которые сами опустились, толкают остальных на правонарушения.
- Какова роль родителей и школы в снижении уровня подростковой агрессии?
- Роль родителей огромна - наследственность и воспитание. Школа здесь делит часть ответственности за воспитание, но ребёнок в школе находится 4-5 часов, а остальное время - в семье. Есть школьные службы примирения. И во многих школах они продуктивно работают, конструктивно решая конфликты. Конечно, важно не пропустить момент возникновения трудностей, проявления агрессии и правильно отреагировать, а если не справляются - идти за помощью. Из опыта работы с детьми начальной школы 10% работы по воспитанию, направлению подраставшего поколения может сделать психолог-консультант и 90% родители.
В подростковом возрасте важна ещё и работа ребёнка. Главное - желание! У меня много примеров из практики, когда трудная беременность, роды, приводили к различным травмам, нарушениям в развитии ребёнка и родители, иногда только мама, иногда только папа, брали на себя ответственность и, проконсультировавшись, чаще не с одним специалистом, создавали для своих детей необходимые условия. И через полгода, год - детей не узнать. Но бывает, обращаются в последний момент или когда уже после возникших трудностей с законом. Важно и общественности не проходить мимо. Увидели, малыш пинает котёнка - не проходите мимо! Сделайте замечание, что нельзя обижать младших! (скорее всего, его обидели старшие и он уверен, что так можно поступать), а своим замечанием вы разрушите этот стереотип и ребёнок по-другому будет расти и развиваться.
Вырастить человека
- Можно ли рано диагностировать подобные нарушения в поведении детей и подростков? Какова роль школьных психологов в этом вопросе?
- В каждой школе есть банки данных на детей группы риска. И психологи, и социальные педагоги работают с этими детьми. Опять же все завязано на родителях. Общаюсь с коллегами из разных школ города. Вот пример: сын пропускает уроки, неуспеваемость, 6 класс, хотя ему 15 лет, просто пошёл в школу с 8 или с 9 лет, после привода в милицию, у папы с мамой ещё 6 детей. И политика семьи - главное, чтобы исполнилось 16 лет, пристроим работать, а учёба - это лишнее, пусть лучше на трассе продаёт что-либо. Что может сделать школьный психолог? Другая ситуация: девочка или мальчик на спор вынес жвачку из магазина. Конечно, нарушение, пока единичное, здесь важна слаженная работа и социального педагога и психолога, а в первую очередь – родителей.
Избегая «ярлыков»
- То, что это освещается в СМИ, плохо или хорошо? Не провоцируют ли публикации дополнительную агрессию?
- Оптимальный вариант - не расписывать ситуацию в «красках» - это вызывает нездоровый интерес. Важно выразить сочувствие и соболезнования. Это очень трудно пережить. А дополнительное освещение - переживание травмы ещё раз. Важно специалистам оказать помощь на месте нуждающимся, а не публично. Я, в свою очередь, выражаю сочувствие пострадавшим, родным и близким. Мне очень больно читать эти материалы. В прямом смысле слова. И прежде чем строить догадки, именно догадки, потому что версий может быть много, надо разобраться в истинной причине и не вешать ярлыки ни на кого. Меня беспокоит эмоциональное освещение этой темы. Чем больше о ней пишут - тем больше вероятности возникновения повторов этих событий.
Чтобы вырастить успешного человека, необходимо воспитать его трудолюбивым и самим показывать пример в трудолюбии и здоровом образе жизни. Важно, чтобы он выполнял в семье с шести-семи лет одну, а в подростковом возрасте - две или три обязанности по дому. Как только заметите интерес к той или иной деятельности, отдайте в кружок или на секцию. Обзвоните ближайшие дворовые клубы и центры детского творчества, много бесплатных кружков и секций существует по соседству почти в каждом дворе. Важно, чтобы дети чувствовали внимание, заботу и поддержку родителей, а так же свою успешность в каком-либо деле.
В тему
Ирина Якиманская, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии ОрГМУ:
- Нужно обучить родителей и учителей адекватным способам реакции на агрессию, не увеличивать её, а изменять поведение на коммуникативно-компетентное, важна и конфликтологическая компетентность взрослых, часто нацеленных на замалчивание или разжигание конфликтов, только в этом случае они сыграют свою роль в снижении уровня подростковой агрессии.
Существует много способов диагностики подобных нарушений, но важно не только выявление таких учащихся, но и профилактическая работа, в психологии существует принцип единства диагностики и коррекции. Школьные психологи могут, при соответствующем обучении, быть координаторами такой работы - вместе с администрацией школы, родительской общественностью. Нагнетание таких тем может спровоцировать волну подобных случаев, необходимо писать об этом максимально конструктивно.