aif.ru counter
316

«Дети в храме, если родители там». Как католики воспитывают прихожан?

Чему учат в воскресных школах католиков, как стать католическим священником и почему в России в основном служат иностранцы?

Петр Лахета / АиФ

Мы продолжаем серию материалов о религиозном образовании в Оренбуржье. Ранее нам рассказал, как учатся в Оренбургской православной гимназии, ее ректор протоиерей Георгий Горлов, затем о традициях мусульманских школ поведал ректор медресе Альфит хазрат Шарипов. На этот раз корреспондент «АиФ Оренбург» встретился с  настоятелем прихода Пресвятой Богородицы Лоретанской Римско-католической церкви отцом Петром (Лахетой). Священник рассказал, как устроена система католического образования и как работают с паствой на оренбургском приходе.

Искали себя

Людмила Максимова, «АиФ Оренбург»: Отец Петр, расскажите немного о ваших прихожанах. Они католики в нескольких поколениях?

Отец Петр (Лахета): Нашему храму больше 170 лет. Его основал сосланный католический священник Михаил Зеленко. В Гродно он руководил духовным учебным заведениям, когда студенты организовали антиправительственную группу, и отец Михаил взял ответственность на себя, за что и был сослан. В 1833 году он оказался в Оренбурге, построил храм на государственные средства (его освятили в 1847 году). В Оренбурге было около двух тыс. прихожан, в основном поляки и немцы. В начале XX века открылась приходская начальная школа. В советские годы храм был закрыт, и в нем разместился цех кожевенной фабрики. В 1993 году в Оренбург приехал священник из Польши, через год снова открылся восстанавливаемый храм. Первыми прихожанами были бабушки, которые еще помнили  первое причастие в нашем храме, они все эти годы как-то молились, хранили традиции. Была волна людей, которых крестили в детстве или у которых родные были верующими, и они стремились к идентичности. Как правило, это были немцы, литовцы, поляки. Последние 15 лет это люди, для которых корни и национальность не являются первоочередной причиной посещения католического храма.

«Говорить о школе сложно»

- Как вы обучаете вере своих прихожан?

- У нас нет официальных школ. Есть только обучение основам религии - катехизация. Дети по воскресеньям ходят на службу с родителями и после нее остаются на занятия в воскресной школе. С ними занимаются сестры-монахини. Мы разделяем их по возрастам. Два года они готовятся к таинствам исповеди и первому причастию, которое обычно принимают в 8-9 лет. Они должны знать заповеди, истины веры, молитвы, знать о таинствах, понятии греха и понимать богослужение. Также при храме сестры занимаются с детьми из малообеспеченных семей.

Говорить об отдельной католической школе в России сложно. В первую очередь, потому что общины верующих небольшие. В нашем городе около 500 католиков, в храме бывает 200, постоянно посещают - 100 человек, из них около 20-30 детей оказывается в воскресной школе. Кроме того, 90 % священников приезжает из заграницы, и у них нет гражданства, а образовательный процесс требует стабильности, постоянного финансирования. При этом часто меняются законодательные требования. В России только одна католическая гимназия в Томске (там всегда было много поляков-католиков).  

На приходе я занимаюсь со взрослыми. Стараемся уделять внимание семейным людям, важно чтобы церковь объединяла семью, поскольку та претерпевает кризис.

В воскресной школе занимаются с детьми разных возрастов.
В воскресной школе занимаются с детьми разных возрастов. Фото: АиФ/ Людмила Максимова

В 90-е у нас был философско-богословский колледж - филиал института Св. Фомы Аквинского Ордена Иезуитов в Москве. Занятия вели на территории храма. Курс составлял три года. В колледже учились. Тогда это было очень интересно, все только открывалось, было мало литературы. Но со временем спрос на это образование спал: никто не будет заниматься философией, чтобы разбогатеть. Это нужно любить, или идти в науку. Колледж закрылся в середине 2000-х.

Как стать священником?

- Ваши маленькие прихожане получают особую подготовку. А у вас есть проблема, что к подростковому периоду они исчезают из храма?

- Это основная проблема. Пока им нравится и родители их водят за руку, они в храме. Но потом, подрастая, они находят более интересные вещи в мире, чем в храме, им становится не по пути, либо что-то отвлекает их. Иногда причиной становится бунт перед родителями. Однако фундамент веры заложен, и они могут вернуться обратно.

Дети очень зависят от родителей. Это я в детстве сел на велосипед и поехал из деревни в храм за несколько километров. Сегодняшние дети не могут приехать одни с другого конца города в церковь. Прибавьте морозы, болезни, дела, так что не так и часто наши ученики могут бывать на занятиях. Дети в храме, если родители там.  

В воскресной школе идет подготовка к таинствам.
В воскресной школе идет подготовка к таинствам. Фото: АиФ/ Петр Лахета

- А как католики могут стать священниками? С вашего прихода кто-то выбрал эту стезю?

- Чтобы стать священником Католической Церкви, нужно получить высшее образование - закончить магистратуру. Семинарии могут быть епархиальными, а могут находиться при монастырях. Обучение длится шесть лет, а монахи перед семинарией еще два года проходят обучение перед тем, как дать обет послушания. Россияне поступают в ту семинарию, в которую направит епископ. Он может оказаться заграницей. А в Санкт-Петербурге находится единственная в России семинария. Один из наших прихожан учился в ней, сейчас служит в Волгодонске (в католичестве не принято, чтобы священник возвращался в свой родной приход). Также мне известно, что в Иерусалиме служит священник родом из Оренбурга (католичество он принял в Москве, где познакомился с монахами-францисканцами).   

- Почему в России в основном священники-иностранцы? Кто вас сюда направляет?

- Основная причина - маленькие общины верующих. Кроме того, мы должны жить безбрачной жизнью, поэтому у нас гораздо меньше кандидатов в священство. Не каждый человек может быть всю жизнь один. Многие уходят на этапе подготовки. Не путайте целибат с монашеством. Католический священник дает только обет целомудрия.

В России четыре епархии. Мы относимся к самой маленькой – Саратовской. Она простирается от Воронежа до Орска. В ней служит 53 священника: из Польши, Германии, Мексики, Аргентины, США, Бразилии, Словакии, Ирландии, Франции, Украины, Индии, Индонезии, Таджикистана. Есть приходы, которые относятся к епархии, а есть те, которые подчиняются монастырям. К примеру, в Уфе и Самаре епархиальные храмы, и когда там не хватает священника, епископ ищет служителя. Нередко обращается за помощью заграницу. В Орске и Оренбурге, а также Тольятти, Кемерове и Калининградской области приходы относятся к конгрегации (монашеской организации) редемптористов. Поэтому если священник уезжает, монастырь направляет другого человека. Так я из конгрегации в Польше отправился сначала в Казахстан, потом в Орск, а затем в Оренбург. Язык уже выучил на месте, когда прибыл в Казахстан (в школе изучали основы, но это было очень давно).



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Газета Газета
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Когда Денис Паслер вступит в должность губернатора Оренбургской области?
  2. За кого голосовали оренбуржцы на выборах губернатора региона?
  3. Оренбуржье – это Южный Урал или Поволжье?
  4. Что делать, если не избежать ДТП?
  5. Прекратит ли полеты авиакомпания «Оренбуржье»?