В принципиально новом подходе к распоряжению бюджетными и собственными средствами, уверена финансовый эксперт, экс-завуч школы №29 города Орска Светлана ГОРИЦВЕТОВА:
Школьный менеджмент
- Светлана Александровна, в чём суть проводимых реформ?
- Принятый закон направлен на повышение качества государственных (муниципальных) услуг. Ведь не секрет, что финансирование наших школ и детсадов до сих пор проводилось по схемам и принципам, заложенным ещё при Советском Союзе. То есть бюджетные учреждения финансируются по смете с учетом фактически сложившихся расходов. Как это выглядит на практике? А очень просто - тот директор школы самый удачливый и оборотистый, кто умеет выпросить максимум денег из городского отдела образования. Качество образования, то есть, собственно, как учат в этой школе детей - дело второстепенное. Главное - смета и её защита! При таком подходе у школьного коллектива не было никакой надобности бороться за ученика и качество обучения.
Новый же закон вносит изменение в механизм финансового обеспечения бюджетных учреждений. Теперь деньги из казны выделяются на конкретный муниципальный заказ, в нашем примере - на обучение одного школьника базовым знаниям по программе средней школы. Соответственно, больше учеников - больше финансирование.
Кроме того, бюджетным учреждениям предоставляется право заниматься приносящей доход деятельностью с поступлением доходов в распоряжение учреждений, расширяются права бюджетных учреждений по распоряжению закрепленным за ними имуществом.
- То есть всё-таки идёт речь о коммерциализации образования и здравоохранения?
- Если под «коммерциализацией» подразумевается оказание платных услуг за деньги - то да, наверное, можно так сказать. Но с другой стороны, никого ведь не возмущает рынок тех же репетиторов! Что же плохого в том, если школа тоже будет предоставлять такие услуги? Или, скажем, в детском саду родителям предложат учить детей иностранному языку? Разумеется, по желанию - базовая образовательная программа как была, так и остаётся бесплатной. Кроме того, закон предусматривает повышение прозрачности деятельности учреждений (требование публикации многих документов, в том числе устава, государственных заданий и так далее). То есть заработанное школой или садиком директор уже не положит «втихаря» себе в карман.
На перепутье…
- Учреждениям предложено выбрать три типа организационной формы - быть бюджетными нового типа, автономными или казёнными. В чём разница?
- Финансовое обеспечение казенных учреждений осуществляется за счет средств бюджета и на основании бюджетной сметы. То есть эта форма наиболее близка к той, которая существовала. Предполагается, что число казённых учреждений будет невелико.
Что же касается финансирования бюджетных и автономных учреждений, то я уже говорила выше, что оно осуществляется в виде субсидий из бюджета на выполнение государственных (муниципальных) заданий: обучение школьника, дошкольника, оказание медуслуг в стационаре или поликлиническом отделении и т.д.
У автономных учреждений гораздо больше прав. Так, например, они имеют право открывать счета в коммерческих банках, вести коммерческий бухгалтерский учёт, который практически ничем не отличается от учёта обычного, негосударственного, предприятия. Что касается закупок, то на автономные учреждения не распространяется 94-й Федеральный закон, обязывающий проводить обязательные конкурсы.
У бюджетных организаций нового типа возможностей поменьше. Так, счета они могут открывать только в органах Федерального казначейства (финансовых органах), отчётность ведётся более строгая, и на них в полном объёме распространяется действие 94-го закона. То есть покупка мебели, скажем, или выполение ремонта возможно только после проведения конкурса. Свободного выбора постащиков или подрядчиков - нет.
- Какой срок дан для перевода учреждений в новый статус казенных, автономных и бюджетных учреждений?
- Федеральный закон N 83-ФЗ вступил в силу с 1 января 2011 года, переходный период определен до 1 июля 2012 года. Однако губернатор нашей области Юрий Берг поставил задачу провести финансовую реформу бюджетных учреждений до 1 января 2012 года. То есть на полгода раньше отведённых федеральным центром сроков. Поэтому в настоящее время ведется активная подготовительная работа. Частично утверждены нормативные акты федерального уровня. Приняты соответствующие нормативные акты регионального и муниципального уровней. Вносятся изменения в уставы учреждений.
- У некоторых людей возникают опасения по поводу возможных негативных последствий реализации 83-го Федерального закона. Возможно ли, по вашему мнению, банкротство бюджетных учреждений и их приватизация?
- Банкротство нового бюджетного учреждения невозможно. В соответствии с ч. 4 ст. 61 Гражданского кодекса социальное учреждение не может быть признано несостоятельным (банкротом).
Новые бюджетные учреждения являются государственными или муниципальными учреждениями и не могут быть частными учреждениями. Соответственно, их учредитель и собственник всего их имущества – это либо Российская Федерация или субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование (ст. 296 ГК Российской Федерации, п. 9 ст. 9.2 Закона «О некоммерческих организациях»). Все имущество по-прежнему остается в собственности Российской Федерации (субъекта РФ, муниципального образования).
- А не приведет ли реализация закона к увеличению числа платных уроков в школах за счет сокращения бесплатных?
- Учебный план в общеобразовательных школах формируется на основе образовательной программы и базисного учебного плана. Порядок их установления регулируется законодательством Российской Федерации об образовании. Регламентируется также как количество обязательных предметов, так и количество обязательных часов на каждый предмет.
К примеру, согласно базисному плану для 8 класса для преподавания географии, истории, литературы и физики отведено по 2 урока в неделю. Для русского и иностранного языка – по 3 урока, для математики – 5 уроков и так далее. Весь этот объем останется бесплатным и полностью покрывается государственным (муниципальным) заданием.
Рассмотрим вопрос о стандартах начального общего образования. С 2011 года все общеобразовательные учреждения России переходят на новые федеральные государственные образовательные стандарты. С сентября 2011 года данная новация затронет 1 классы общеобразовательных школ. И если до текущего времени учебный план 1 класса включал 20 часов учебной нагрузки в неделю, то теперь к ним добавляются 10 часов внеурочной работы в неделю. Итого 30 учебных часов в неделю для учащихся 1 классов будут оплачиваться за счет государства, то есть будут бесплатными для родителей. Дополнительные 10 часов будут распределяться коллективом школы и родителями самостоятельно (например, кружки по краеведению, проектной деятельности, иностранному языку, спортивные занятия и другое).
Таким образом с принятием закона N 83-ФЗ не стоит вопрос об увеличении числа платных уроков. Указанный закон вообще не затрагивает вопросы стандартов в образовании, количества учебных часов. Речь идет лишь о механизме финансового обеспечения государственных обязательств. Государственные и муниципальные школы, как и раньше, будут получать бюджетные средства на реализацию государственного стандарта в полном объеме.
Лишь уроки сверх государственного задания и базисного учебного плана по желанию родителей учеников проводятся на платной основе, но во внеурочное время и не в ущерб выполнению государственного (муниципального) задания.