«Неудачное» место
Однако большая вода в виде наводнений не частая, но крайне разрушительная стихия не минует Оренбуржье. Кроме ежегодных, то больших, то меньших весенних паводков, бывают и действительно стихийные бедствия. И здесь нужно вспомнить Восточное Оренбуржье, где наводнения с регулярностью в век, а то и чаще повторяются.
Когда в августе 1735 года экспедицией И.К. Кириллова «торжественно, с большим церемониалом» был заложен город в месте впадения реки Орь в Урал, никто не мог предположить, насколько это место окажется неудачным. Уже после перенесения г. Оренбурга в другое место «…весной 1749 года в Орской крепости было большое наводнение, причинившее много бед. Нанесены повреждения как казенным, так и гражданским сооружениям, а особенно имеющейся церкви». Действительно, в результате сильного наводнения в 1749 году реки Яик была разрушена церковь Андрея Первозванного.
И война и наводнение…
О наводнении 1942 года есть возможность судить более определенно по сохранившимся архивам и воспоминаниям очевидцев.
Это случилось в одно из апрельских воскресных дней. Люди шли на колхозный рынок – кто продать, кто прикупить, а кто и обменять скудные харчи. В толчее и сутолоке базара люди не сразу заметили надвигающуюся стихию. Вода шла высоким валом. Народ в панике бросился к своим домам. По воспоминаниям старожилов, тех, кто замешкался в отчаянной попытке спасти имущество (на колхозном рынке размещались городские склады, конюшня, павильоны, гараж), накрыло волной.
Вода шла настолько стремительно, что люди едва успели похватать кое-какие пожитки да своих детей и побежали к Преображенской горе.
Преображенская гора расположена в Старом городе Орска между улицами Л. Толстого, Степана Разина, Энгельса и Парижских Коммунаров. В августе 1735 года экспедиция И. К. Кирилова достигла устья слияния Ори и Урала в день православного праздника: Преображение Господне, отсуда и название горы. А раннее киргиз-кайсаки(казахи) называли эту гору «Намаз-тау» - молитвенная гора. Казахи-кочевники, располагаясь вокруг горы, совершали молитвы. Гора сложена из кремнистых пород, в основном из сургучной яшмы, но встречается и пестроцветная яшма. Академик П.С. Паллас, посетивший Орскую крепость в 1769 году, назвал ее Аспидной горой (от слова «яспис» - яшма).
Из воспоминаний очевидцев:
— Мне в 42-ом было восемнадцать. За год до этого умерла мама. Я осталась с братишкой и сестренкой, которые еще в школу не ходили. На территории монастыря располагалась военная часть, а военные были расквартированы по частным домам. Двух солдат пустила и я: чем-то надо было кормиться. Вот они-то и спасли нас тогда. Вода пришла очень быстро. Я едва успела закинуть на крышу ребятишек. С крыши видно было, как вода валом неслась в сторону вокзала. Страшно. А тут еще лошадь прямо на наших глазах утонула. Ее дядька мой привел и на кучу навоза поставил. Куча развалилась, лошадь по двору плавает и вместе с ней вещи всякие, в том числе и чугунок большой. Каким образом этот чугунок ей на голову наделся, ума не приложу. Только она тонуть скоро стала. Вода все поднималась. Мы бы тоже, наверно, утопли, но за нами мои постояльцы на лодке приплыли. От нашего дома до казармы два квартала, это расстояние мы 12 часов плыли. Лодку все время сносило, цепляло, разворачивало. Сначала мы в казарме были, потом на крышу перебрались. Холодно нестерпимо. Дождь по железной крыше барабанит. Ветер до костей пробирает. А мимо гробы проплывают – кладбище, что напротив, размыло. На другой день нас всех на гору переправили.
«Жить можно?»
Совсем скоро, в 1957 году произошло еще одно сильное наводнение в Орске. Предположительно, уровень воды в 1942-м поднимался на 15 метров, в 1957-м составлял около 12. Но тогда на помощь горожанам пришла целая армия техники. Амфибии прибыли целым составом и с шумом на скорости врезались в воду. Был организован вывоз не только людей, но и животных на огромных резиновых лодках. Спасением горожан занималась и военная часть.
Из воспоминаний очевидцев:
— Мы прожили в Старом городе всю жизнь. Пережили не одно наводнение, но все равно такого большого паводка в тот год не ждали. По радио передавали прогноз: сначала обещали небольшое наводнение. Мы убрали во дворе все, что могло быть затоплено. Потом сказали, что ожидается уровень повыше: подняли вещи в доме. Пошла вода. Когда мы поняли, что наводнение будет значительно больше, чем обещали, спасать добро было поздно. Взяли, что в лодку уместилось, и поплыли. А дом весь ушел под воду, только труба торчала (дом в районе рынка). Вернулись, когда вода ушла. Дом у нас каркасно-засыпной, глиной обмазан. Вся глина со стен отвалилась: и снаружи, и изнутри. С потолка тряпки, солома, как лианы в джунглях, свисают. Расчистили одну комнату и там вместе с поросятами жили. Комиссия пришла, посмотрела и сказала, что жить можно. Что делать? Мы и жили. Брали с пола обвалившуюся глину, месили и снова на стены лепили. Успеть бы до зимы. Ужасно мучались от сырости и комаров, тьма их в то лето была.
Почти сразу после вступления р. Урала на территорию области, начинается плёс Ириклинского водохранилища. Оно было образовано плотиной гидроузла в 1957-1958 годах с целью улучшения водоснабжения промышленных центров Восточного Оренбуржья. Создание этого водохранилища и облегчило борьбу с наводнениями в городе Орске.
При подготовке статьи были использованы материалы и фото сайта https://kraeved.opck.org и статья Севериной Татьяны «Большая вода».