О том, что самое ценное в профессии врача, чем современные дети и их родители отличаются от пациентов других поколений и как успокоить даже самого капризного малыша корреспондент «АиФ Оренбург» поговорил с победителем конкурса, педиатром Пригородной амбулатории Оренбургского района Юлией Берестовой.
Доверие к докторам растет
Евгения Чернова, «АиФ Оренбург»: Юлия Александровна, почему вы выбрали такую непростую профессию врача?
Юлия Берестова: Решение о том, что я буду именно детским врачом, я приняла еще на выпускном в детском саду. С тех пор выбор свой не меняла. Несмотря на то, что у меня в семье я первый врач, родители мой выбор поддержали. Вот уже семь лет я работаю в педиатрии, а в этой амбулатории - последние два года. Да, работа не из простых, но я, видимо, из тех людей, про которых говорится в народной мудрости о том, что если найдешь работу по душе, то не проработаешь ни дня. В свой кабинет я иду с удовольствием.
- Меняются ли как-то заболевания детей разных поколений? С чем к вам чаще обращаются?
- Приходят со всем - тут и простуды, и зубы, и животы. Вообще дети всегда болеют одинаково, отличается то, как к этому относятся родители. Сегодня для многих на первое место выходит информация из Интернета. Ко мне часто приходят на прием, и родители уже с порога заявляют: «У нас пневмония. Что нам делать?». Им уже не нужен диагноз, они в нем не сомневаются, им нужно только лечение. Когда начинаешь расспрашивать, с чего они решили, что у них именно это заболевание, чаще всего понимаешь, что люди просто «загуглили» симптомы через Интернет. Но, несмотря на это, я все же скажу, что доверие к докторам сегодня растет. Особенно это заметно на подростках и молодых мамах. Поколение постарше почему-то пока еще склонно перепроверять нашу работу, а молодежь обычно четко следует всем предписаниям. Бывает даже на приеме начинаешь спрашивать, какие лекарства принимали, мама может говорить, что пили определенный препарат, но ребенок сам честно признается, что такого не было. Вообще дети - самые дисциплинированные пациенты, они не сомневаются во враче и прописанном лечении, не подвергают сомнению твою квалификацию, они просто тебе доверяют.
Все дело в искренности
- В чем причина такого отношения к докторам у взрослых? Можно и нужно ли бороться с привычкой ставить себе диагноз через Интернет?
- Все дело в человеческой лени. Сами подумайте, сегодня гораздо проще найти все, что тебя интересует про болезнь и ее лечение в Интернете, чем идти на прием к врачу. Тем более, что гаджеты у нас всегда под рукой - выйти в Сеть можно практически с любого телефона, даже компьютер теперь уже не нужен. Но именно молодежь сегодня лучше отделяет зерна от плевел и более грамотно использует эту информацию, подвергая ее разумному сомнению.
- А есть ли сложности с самими маленькими пациентами?
- Для меня - нет. Совсем маленькие детки, конечно, настороженно относятся ко мне. Но я бы не сказала, что это страх белого халата, скорее недоверие к незнакомому взрослому человеку. Бывают, что капризничают, но здесь успокоить их мне помогает собственный опыт мамы - у меня двое детей, так что приноровились успокаивать малышей. Самое главное - разговаривать с ними как со своими. Детей же не обманешь, поэтому путь к их сердцам лежит только через искренность. Основная сложность - найти на всех время. у меня на участке больше 850 детей. К сожалению, если досконально разговаривать с пациентом, отведенного на него времени в 10-15 минут не хватит. В нашей амбулатории мы принимаем всех, кто пришел. Обычно в очереди не меньше 25 человек. Конечно, устаю, бывает, что злюсь, но все это стоит того результата, который дает моя работа - здоровые и улыбающиеся дети.
Расставить приоритеты
- В нашем обществе, к сожалению, не принято хвалить врачей, все чаще слышишь недовольства? Так ли, на ваш взгляд, непроста ситуация в нашем здравоохранении и что помогает преодолевать негатив?
- Конечно, недовольные были, есть и будут, причем с обеих сторон - и со стороны пациентов, и со стороны самих врачей. Нередко можно услышать жалобы на огромную бумажную работу, которой мы вынуждены заниматься, на низкие зарплаты, но я считаю, что каждый сам делает выбор на своем карьерном пути. Мы все знаем куда и на каких условиях мы идем. Знаем, что будем загружены, что порой не хватает времени на своих детей и семью, что всегда хочется получать больше. Но когда я вижу, как к детям возвращается здоровье, как они снова начинают улыбаться, забываешь про все. Здесь главное - расставить приоритеты: если идешь в доктора за спокойной работой и деньгами, то долго здесь вряд ли продержишься, а если приходишь с пониманием, что твой труд отражается на конкретных детях, то и смотреть на все это будешь под другим углом.
Что касается вообще состояния нашей медицины, то здесь снова приходится возвращаться к вопросу доверия. Сегодня у нас вполне возможно получить все необходимое медицинское обследование по полису обязательного страхования, то есть бесплатно. Этих процедур и анализов вполне достаточно, чтобы быть в курсе состояния своего здоровья и поддерживать его в норме. Особенно это касается здоровья детей. У нас достаточно квот, чтобы отправить ребенка на какое-то серьезное лечение даже в другой регион или в столицу, но часто сами родители от этого отказываются, считая, что где-то за границей лечат лучше. Начинают собирать огромные суммы денег, продавать последнее, обращаться в благотворительные организации, хотя практика показывает, что за рубежом в клиниках часто только подтверждают те диагнозы, которые ставят наши специалисты.