О тех, кто с юных лет мечтает стать железнодорожниками, о современных пассажирах и о том, как правильно проверять билеты мы говорим с Виктором Бояркиным, инструктором производственного обучения Оренбургской детской железной дороги.
Влюблённый в профессию
- Когда вы впервые сами пришли на детскую железную дорогу?
- Это было в 1963 году. К нам в класс пришёл инструктор производственного обучения, чтобы записать желающих в кружок юного железнодорожника. Я заинтересовался. Мы с братом начали посещать занятия. Шли от простого к сложному. Сначала постигали азы таких профессий как стрелочник, проводник, ревизор, потом начали изучать организацию движения поездов, локомотивы, и самое трудное – работу машиниста. Это заняло пять лет. Потом я поступил в училище №16 на специальность «осмотрщик вагонов». Полюбил эту профессию всей душой.
- А когда снова вернулись в «родные пенаты»?
- Я отслужил в армии, в железнодорожных войсках. По окончанию службы пришёл на детскую железную дорогу и меня приняли. Работаю здесь почти 37 лет.
- Изменился ли за эти годы процесс обучения? Сами воспитанники?
- Очень сказывалось, что в советское время были пионерские, комсомольские организации. Тогда не было такой информатизации: никаких сотовых телефонов, компьютеров. Подавляющее большинство сегодняшних ребят всем этим пользуются. А в наше время, куда было идти? Дворец пионеров, станция юных техников, школы юных космонавтов и пограничников, да детская дорога. Основная масса ребят записывались в учреждения дополнительного образования. Сейчас другая ситуация. Есть дети, которые сегодня желают получить представления о железнодорожном транспорте. Но наметился определённый спад. Всё потому, что появилось много альтернатив.
Управлять локомотивом
- Как вы привлекаете к себе ребят? И на какой возраст рассчитано обучение?
- Все инструкторы посещают закреплённые за ними школы, рассказывают о детской дороге. Кстати, по всей стране их сегодня функционирует 25. Ни одна не закрыта! И даже появились новые: в Казани, Новосибирске, Кемерово и Санкт-Петербурге. Мы учим детей с 6 класса и до 9. Совсем малышей не берём – это связано с техникой безопасности. Они ещё не знают, что такое физика, химия… Железнодорожный транспорт – зона повышенной опасности. Нужна определённая подготовка. Сейчас у нас занимается около 300 ребят. С октября по май, они учили теорию, сдавали зачёты. Теперь, во время школьных каникул, допущены к практической части – обслуживают настоящий поезд.
- Ваши воспитанники – это в основном мальчишки? Или слабая половина человечества и здесь потеснила сильную?
- Девчонки у нас есть. Среди них попадаются такие бойкие, которые по знаниям и опыту, не уступают мальчишкам. Последнее время тенденция такая: все девчата пытаются попасть на локомотив, хотят управлять! Раз в два года проводится Всероссийский слёт юных железнодорожников, на который воспитанники всех детских железных дорог съезжаются, чтобы посоревноваться в знаниях и мастерстве. В прошлом году наш ученик Никита Кузнецов получил первое место в номинации «осмотрщик вагонов».
- На детской железной дороге была проведен капитальный ремонт. Что именно изменилось?
- Обновлено верхнее строение пути. Деревянных шпал сегодня просто мы не найдём! Теперь они все железобетонные. Усилены рельсы. В конце года мы ожидаем новый подвижный состав: локомотив и вагоны. Вновь построено четыре вокзала. В «лихие» 90-е жгли всё подряд, в том числе и наши вокзалы, которые в основном были построены из дерева. Они очень пострадали. Сейчас их полностью восстановили: сделали из металла, поэтому им не страшны вандалы.
Сканер для пассажира
- Сколько пассажиров сегодня может поместиться в «детском» поезде? И кто им в основном пользуется?
- У нас пять вагонов, в каждом стандартная вместимость – 40 мест. Контингент разнообразный: это и ученики школ, и родители с малышами. Если посмотреть на паровозы, которые курсируют в парках отдыха или торговых центрах – то это всё-таки аттракцион. А у нас всё по-настоящему: живая техника, вагон, гудки, а вокруг - природа. Сейчас в субботу-воскресенье наполняемость у нас стопроцентная. Но надо заметить, что в связи с тем, что в Оренбурге в последнее время много было выделено садовых участков, пассажиропоток упал. В основном, люди проводят выходные там, где земля. А вот раньше, в 60-70е годы, все ехали в Дубки, отдыхали в Зауральной роще.
Часто родители пользуются железной дорогой, чтобы добраться до своих детей, которые отдыхают в загородных лагерях. Но опять же, их количество заметно сократилось, а значит – и число таких пассажиров заметно уменьшилось.
- А «зайцы» бывают в вашем поезде?
- Мы учим ребят правильно прочитать билет, «сосканировать» пассажира. Дело в том, что попадаются такие хитрые товарищи, которые покупают себе детский билет вместо взрослого (он стоит в 2 раза дешевле, всего 15 рублей – прим. Ред. ). В кассе человеку дают, что он просит, никто же не знает, для кого он его берёт. А ревизор в поезде должен проверить - соответствует ли билет возрасту пассажира. Кстати, практически в каждом вагоне есть взрослый – на случай непредвиденных ситуаций, например, неадекватного поведения пассажиров.
- Детская железная дорога ведь не может окупить себя?
- Тут речь об этом даже и не идет.Это одно из направлений социальной и кадровой политики. Детскую дорогу надо рассматривать не как коммерческий проект, а как один из этапов профориентации. Обучают детей здесь совершенно бесплатно. И, конечно, при довольно скромных ценах на проезд получаются убытки. Но введение платного образования – путь, по которому идти не стоит. Наш контингент в большинстве своём – это ребята из неполных или малообеспеченных семей, и за деньги они не смогут посещать учебные классы. Оренбургская детская железная дорога для них – возможность получить профессиональные навыки, обрести новых друзей, почувствовать свою значимость.