Ежегодно в Оренбурге собираются кинематографисты из разных стран, чтобы продемонстрировать свои фильмы коллегам и зрителям, посмотреть другие киноработы и поговорить на тему толерантности, разницы и схожести восточной и западной культур, места современного кино в жизни обычного человека.
Этот разговор особенно актуален в последние годы, когда количество совместных работ художников разных, порой очень разных стран, становится все больше.
Международный кинофестиваль "Восток&Запад" начал работу в Оренбурге | Фотогалерея
Вот и в этом году среди представленных на международный конкурс работ всего два фильма из одиннадцати сделаны кинематографистами одного государства, все остальные уже в своей работе использовали опыт, нравы и обычаи совершенно отличных друг от друга менталитетов.
Как отметил программный директор фестиваля Сергей Лаврентьев: «Все картины конкурса в той или иной степени рассматривают отношения «Восток – Запад» в системе «Свои – Чужие». И, что характерно, Чужой здесь далеко не всегда является врагом. Не надо бояться Чужого. Не надо с ним сражаться. Надо его понять».
Да и жюри конкурсных программ, по традиции, представлено кинематографистами совершенно разных культур.
В этом году жюри международного состязания возглавляет иранский продюсер Алиреза Шахроки, а в состав его входят киргизский режиссер, сценарист, актер Эрнест Абдыжапаров, заслуженная артистка России Елена Валюшкина, полюбившаяся многим зрителям в образе нежной и трогательной Марии в фильме Марка Захарова «Формула любви», и киновед из Румынии Мариан Цуцуи.
В международной программе фестиваля представлены следующие фильмы:
- «Кто-то похожий на тебя», режиссер Эрик Свенссон, Норвегия/Турция/Финляндия. Фильм о разнице восприятия чувств – любовь или мимолетная интрижка, вот о чем рассказывают авторы.
- «Черно-белые ночи», режиссер Аяз Салаев, Азербайджан. Несостоявшееся преступление, несостоявшаяся жизнь, любовь, ненависть, расплата за грехи… Как обычная история может превратится в фантасмагорию.
- «Утешь меня беседами», режиссер Мартин Турк, Словения/Италия. Семейная драма об ответственности, многолетних семейных размолвках и попытках выйти из них.
- «Туи», режиссер Ким Чжэ-Хан, Корея/Вьетнам. Детективная история о любви вьетнамки и корейца, опасностях и чужих традициях.
- «Сердце льва», режиссер Доме Карукоски, Финляндия/ Швеция. Молодой неонацист влюбляется в девушку Сари, у которой есть темнокожий ребенок. Смиожет ли герой победить убеждения, что сильнее – любовь или надуманные принципы?
- «Я не вернусь», режиссер Ильмар Рааг, Эстония/Финляндия/Россия/Казахстан/Белоруссия. Можно ли вернуться в детство и пережить те самые подростковые эмоции заново?
- «Оборона и защита», режиссер Бобо Йелчич, Хорватия/Босния-Герцеговина. Фильм о сопротивлении расколу в обществе, причем внутри обычной истории похорон близкого друга.
- «Мистериум. Начало», режиссер Миккель Нёргор, Дания/Швеция/Германия. Экранизация известной книги Юсси Адлер-Ольсена ЦЖенщина в клетке». Есть ли срок давности для преступления? Существуют ли границы дозволенного?
- «Дети священника», режиссер Винко Брешан, Хорватия/Сербия. Комедия о том, как трое мужчин во главе с молодым священником пытаются улучшить демографическую ситуацию на острове посреди Адриатического моря. Так ли все благополучно, как им кажется в самом начале?
- «Конгресс», режиссер Ари Фольман, Израиль/Германия/Польша/Люксембург/Бельгия/Франция. Футуристический блокбастер по мотивам романа Станислава Лема.
- «Две женщины», режиссер Вера Глаголева, Россия/Франция/Латвия/Великобритания. Волевая молодая женщина состоит в браке с крупным землевладельцем. Но однажды она безответно влюбляется в наставника собственного сына.
Есть на фестивале и уникальная традиция – российские киноленты судят и иностранцы. Так, по мнению организаторов кинопраздника, и мы и они сможем лучше понять друг друга.
Российский конкурс судят кинокритик из Чехии Вера Лангерова, болгарский кинокритик Божидар Манов и российский режиссер, кстати, бывший участник фестиваля в Оренбурге, Владимир Котт.
Кстати, на вопрос нашего корреспондента о критериях, которыми члены жюри будут руководствоваться в своей работе, практически все признались, что главным будет субъективное впечатление, и отдали должное высокому качеству отбора фильмов для программы.
Вот, что ответил Мариан Цуцуи на этот вопрос: «На самом деле, кино либо нравится и вы хотите об этом говорить, либо нет. Самая важная вещь – качество шока или качество впечатления от фильма».
А Эрнест Абдыжапаров обратился к теме цензуры, так много обсуждаемой в последнее время в российском обществе: «Этот фестиваль должен взять ориентацию на то, чтобы приобщать массового зрителя к большому высокому искусству, цензура должна быть не идеологической, а именно цензура высокого качества».
Фильмы российского конкурса:
- «Чудо», режиссер Антон Дорин. Действо на фоне деревенских пейзажей разворачивается на грани реальности и фантасмагории, но главное во всем это одно – чудо.
- «Узник старой усадьбы», режиссер Марина Сулейманова. Молодой человек устраивается работать садовником в старую усадьбу, где встречает незнакомца и начинаются тайны.
- «Белый ягель», режиссер Владимир Тумаев. Что выбрать – любовь или память предков, о муках ненцкого юноши и пойдет рассказ в картине.
- «До свидания, мама», режиссер Светлана Проскурина. Случайная встреча может совершенно разрушить счастливый и стабильный семейный мир.
- «Кино про Алексеева», режиссер Михаил Сегал. Одинокий старик по фамилии Алексеев вдруг понимает, что прожио совсем не ту жизнь и является совсем другим человеком.
- «Острожский заповедник», режиссер Наталья Семашкевич. Режиссер рассказывает историю поиска архивов великого русского философа Густава Шпета. Как сохранить и понять культурное наследие страны, каковы на самом деле взаимоотношения между Востоком и Западом?
- «Братья Ч», режиссер Михаил Угаров. Один летний день на даче в середине восьмидесятых годов XIXвека. Антон Чехов, пока еще не великий писатель и его страшие братья – великий художник Николай, так и не написавший ни одного шедевра и Александр, друг и завистник.
- «Зеркала», режиссер Марина Мигунова. В центре фильма - драматическая судьба Марины Цветаевой.
- «Шагал-Малевич», режиссер Александр Митта. Истоическая дуэль между казимиром Малевичем и Марком Шагалом на фоне любви к мужу Беллы Шагал.
- «Гвоздь», режиссер Эльёр Ишмухамедов. Юная красавица Люба приехала в Москву с одной целью – поступить на курс любимого режиссера Виктора Овсова. Фильм рассказывает о мечтах девушки, ее любви и соперничестве за ее сердце молодого человека и стареющего ловеласа. Статья по темеХроника фестиваля «Восток&Запад»: день первый, фильм «Лимбо»
Кроме традиционных призов за сценарий, режиссуру и лучшие мужские и женские роли, уже на церемонии открытия первого сарматского льва седьмого фестиваля за вклад в киноискусство получил самый-самый-самый. В этом году сарматский лев уедет к народному артисту России Юрию Владимировичу Назарову, который растрогался практически до слез. Зал долго стоял и приветствовал любимого актера, запомнившегося всем ролями в фильмах «Андрей Рублев», «Освобождение», «Вход в лабиринт», «Маленькая Вера» и множестве других.
А церемония открытия, также как и фестиваль в целом, посвящены предстоящему 70-летию Великой Победы. Именно поэтому в рамках фестиваля пройдет ретроспективный показ «Война. Забытые шедевры», именно поэтому на открытии звучали песни военных лет на фоне старых кинокадров.
Кроме того, как отметила на пресс-конференции президент фестиваля, кинорежиссер Татьяна Воронецкая, с этого года гости и зрители смогут стать свидетелями зарождающейся традиции – в рамках праздника каждый год будут представлять российских производителей кино. Программа носит символическое название «Сделано в России» и в первый раз, в этом году, будут представлены работы «Продюсерской компании «Киномир».
Пожелаем кинематографистам хороших отзывов и успешной и плодотворной работы на фестивале, а нам и всем оренбургским зрителям – хорошего кино!