Примерное время чтения: 8 минут
290

Оренбуржцев «накрыло» взрывами боеприпасов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. "АиФ в Оренбуржье" 17/10/2012

Страшную картину довершил гигантский дымный серо-розовый «гриб», поднимающийся на юге. Люди в панике выбегали из домов, срочную эвакуацию проводили в госучреждениях, школах и детсадах.

Слухи, один ужаснее другого, за считанные минуты наводнили город: взрыв на газзаводе, «рванул» ядерный и химический боеприпас в Донгузе, облако идёт на город… А на телефоны МЧС невозможно было дозвониться.

В довершение всего была перекрыта трасса на Соль-Илецк, что ещё больше подлило масла в разгорающееся пламя паники.

«На пороховой бочке…»

- Пустите, у меня дети в Донгузской школе остались! Я не знаю, живы они или нет! - женщина билась в истерике на посту ГИБДД, но суровый гаишник с каменным лицом перекрывал дорогу всем, кто пытался выехать из города в южном направлении. Не пустили в Донгуз и журналистов «АиФ в Оренбуржье»: «Приказ! Никого не выпускать!».

Между тем мимо, с завыванием сирен, промчались около десятка броневиков с ОМОНом, следом шёл целый караван машин «Скорой помощи». Отчаявшись прорваться, водители сворачивали с основной трассы в сторону дачного посёлка и ехали по полям в объезд. Однако ближе к самой станции Донгуз дороги были перекрыты полностью: перепуганные люди бежали восемь километров, чтобы добраться до своих домов в посёлках Первомайский и Экспериментальный.

Связи не было: мобильная сеть работала из рук вон плохо, и несколько часов невозможно было дозвониться до родных и близких, узнать, пострадали ли жители Донгуза, были ли там разрушения…

- У нас от взрывов дверь сорвало с петель, посуда попадала со стола, - рассказывает жительница Первомайского Анна Рудакова. - Хорошо, что дочка была уже не в школе: я её схватила за руку, документы в пакет - и бежать. Сосед тоже собирался уезжать из посёлка подальше, взял нас в машину. Полдня стояли на трассе, ждали, когда откроют движение, и муж нас сможет из города забрать к его родителям…

- Мы как на пороховой бочке живём! Постоянно взрывы, постоянно трясёт. Каждый раз замираем в ужасе - а вдруг военные «перехимичат» и «накроет» весь Донгуз? - говорит местная жительница Ольга Немкова. - Ведь обещали же, что всё будет стабильно. И тут нате вам вашу стабильность!

Заговор молчания

Лишь четыре часа спустя областное МЧС прояснило ситуацию, разослав на мобильные телефоны жителям города СМС, где сообщалось: на полигоне в Донгузе взорвались боеприпасы, опасности нет, сохраняйте спокойствие. Предупреждалось так же о перекрытии трассы на Соль-Илецк, хотя фактически к тому времени машины уже выпускали из города…

Почему опять, в очередной раз, МЧС так отвратительно сработало в плане оповещения населения? Ведь были же прецеденты с газовыми выбросами, массовыми пожарами, когда люди часами оставались в неведении, не знали, что делать и куда бежать. Ведь были уже предупреждения и со стороны губернатора, и московского руководства - но воз и ныне там. Неужели ответственные лица не понимают, что подобный «заговор молчания» мало того, что порождает панику, но ещё и приводит к колоссальному недоверию населения? Раз молчат, раз телефоны отключены - то значит, есть что скрывать! Значит, масштабы катастрофы ужасны и власть просто боится сказать правду!

Почему в приграничных с Оренбуржьем башкирских городах уже через 20 минут после взрывов ездили по улицам машины с мегафонами, предупреждая всех воздержаться от поездок в Оренбург и приготовиться к возможной эвакуации? А у нас даже в Первомайском, в 12 километрах от эпицентра катастрофы, люди не знали, что произошло. Не знали, куда бежать, и вынуждены были собираться возле здания местной администрации, расположенном, кстати, рядом с газовой и бензиновой заправками…



Это просто чудо, что взрыв сдетонировавших снарядов не принёс массовых разрушений, а люди в основном отделались лишь лёгким испугом. В противном случае, в условиях такой тотальной неразберихи число жертв было бы огромным. Потому Донгуз опять наглядно показал: комплексной системы гражданской обороны в Оренбурге и пригородах как не было, так и нет.

От разгрузочной станции Орловка Донгузского военного полигона до посёлков Первомайский и Экспериментальный - чуть больше 10 километров. Именно сюда пришёлся главный удар взрывной волны, когда сдетонировали почти три тысячи тонн старых боеприпасов… На следующий день военные пришли извиниться перед жителями, но их словам не поверили.

О последствиях страшного взрыва в Донгузе сейчас напоминают лишь сохранившееся кое-где битое стекло в подъездах многоэтажек. Вылетевшие окна и поломанные рамы - явные следы трагедии - оперативно заменили коммунальные службы.. Катастрофических разрушений нет, но трещин в стенах и перекошенных косяков у местных жителей заметно прибавилось. Никуда не уходит у людей так же чувство страха и недоверия к военным: не первый раз обещали «дозировать мощность», и не в первый раз «бахали» так, что земля уходила из под ног…

«Мы просим прощения…»

На следующий день после взрывов жителей Донгуза пригласили в старенький Дом офицеров на встречу с командованием Центрального военного округа. Зал был почти полон: увидеть виновников трагедии пришли многие. Свои извинения людям принёс заместитель командующего войсками ЦВО Алексей ЦЫГАНКОВ. Он же и рассказал официальную версию произошедшего.

- Боеприпасы с истекшим сроком годности не берутся утилизировать отечественные заводы. И мы вынуждены из взрывать в специальных ямах на полигонах по всей стране. К вам в Донгуз их привозят по железной дороге, затем перегружают в грузовики - и везут на место. Но в этот раз транспорта не хватало, ящики с опасным грузом складировали на отдельной площадке, этим занималась такелажная рота - 55 человек. Скорее всего, из-за небрежного обращения с огнём случился пожар, а сильный ветер быстро раздул огонь. Затушить его не удалось, и командир роты приказал солдатам бежать в укрытие. Это и спасло от большого количества человеческих жертв… Среднюю контузию получил только один офицер (подробнее о подвиге Алексея Титова - на с. 10 федеральной части «АиФ»).

«Правду от нас скрывают!»

После слов о том, что жертв и пострадавших, кроме одного, нет, зал загудел: «Мы вам не верим! - У меня дочери со школы возвращались, так их на землю отбросило взрывной волной. А что же было в эпицентре?» Пожилой мужчина, сам бывший военный, недоумевал: «Три килотонны рвануло! Разве за 10-15 минут с момента начала пожара далеко убежишь? Они ж не гепарды какие…».

Недоумевали жители и по поводу данных о солдатах, работающих на полигоне. В сапёрном батальоне - 337 человек, но на полигоне - всего 55. Чем же занимались остальные и почему почти 200 солдат не пришли на ужин в столовую?

Полковник Цыганков оправдывался, как мог: якобы солдат уже отправили из части. Но разгневанные жители уже «резали правду-матку»: о пьянствах в батальоне, ужасающей дисциплине и попустительстве командиров. Шесть (!) раз за два года случались ЧП на полигоне, но взрывы не прекращались. И вот теперь - маленькая «хиросима», последствия и ущерб от которой ещё предстоит уточнить…

 

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах