Казалось бы, при таких цифрах нам должна завидовать вся Европа: к примеру, в Испании и Греции без работы сидит каждый пятый. И даже в благополучной Германии безработных вчетверо больше, чем у нас. Но на практике всё совсем не так радужно: эксперты говорят о стагнации рынка труда в оренбургском регионе и стремительном «утекании» квалифицированных кадров в другие области, где выше зарплаты и больше возможностей для карьерного роста.
«Нерезиновая» мечта
Ирина Кирпиевская закончила факультет иностранных языков оренбургского педвуза с красным дипломом. Специализация - английский и немемецкий, синхронный и технический перевод. За плечами Ирины - два месяца стажировки в немецком Дюссельдорфе и месяц в Британии. Казалось бы, в нашу эпоху развития международных связей такого специалиста «оторвут» с руками и ногами… но не тут-то было! За почти год усиленных поисков никаких достойных вариантов по трудоустройству молодому специалисту найти так и не удалось.
- На «бирже труда» предлагали идти учителем в школу, за 8000 рублей, - объясняет девушка. - Были варианты с разовыми подработками - пару раз переводила с немецкого инструкции на промагрегаты. Выполняла контрольные за великовозрастных оболтусов. Но я всегда мечтала работать переводчиком-«синхронистом», или хотя бы заниматься письменным техпереводом. Но в Оренбурге таких вакансий просто нет… Более того, я была бы согласна даже работать в школе, но какая при этом перспектива? Ни ипотеки, ни нормальных декретных ведь с 8 тысяч рублей не будет… А больше молодому педагогу не дадут - часы ин-яза то сокращают!
Зато через Интернет Ирина довольно легко устроилась в московский холдинг и отправилась покорять столичные просторы. Даже стартовая зарплата там - впятеро больше, чем в родном городе. И аналогичных случаев - множество: лучшие выпускники уезжают за карьерой и «длинным рублём» в Самару, Екатеринбург, Челябинск, Уфу и, конечно же, «нерезиновую» столицу. Обратно в Оренбург не возвращается практически никто…
Читайте также: Почему выросли цены на продукты и бензин >>>
Трудовая стагнация
Будем откровенны: в Оренбурге практически нет серьёзных кадровых агентств, которые занимались бы подбором высококлассного персонала, - делится своими наблюдениями Анна ТЕЛИАДИ, HR-специалист филиала крупного поволжского кадрового агентства. - А очень низкие показатели безработицы так же вредны для экономики, как и очень высокие. Цифра в 1% безработных показывает, что в регионе слабо развит рынок труда: люди сидят на одном месте и не пытаются искать что-то получше. Нет никакого движения. А значит - нет перспектив.
Посмотрите на баланс спроса и предложения трудовых ресурсов: он очень тревожен. Инженерные и рабочие специальности почти полностью «вымыты». Попробуйте найти классного проектировщика, станочника, умеющего работать на оборудовании с числовым программным управлением, лазерной сваркой и резкой… Не найдёте! Зато менеджеров, юристов, управленцев - пруд пруди. На одну рабочую вакансию - семь-восемь «белых воротничков»! Лучшие ресурсы «утекли», остались только псевдо-«менеджеры» с непомерными амбициями. А ведь именно им поднимать экономику области. Им работать в будущем!
Впрочем, нужно отдать должное и оренбургским работодателям: уровень предлагаемых зарплат нередко явно неадекватен спросу. Хороший сварщик, каменщик, монтажник пойдёт работать на 15 тысяч рублей только от полной безысходности. И разумеется, тут же сбежит «вахтовать» на Север при первой же возможности. Кстати, в Оренбуржье очень много людей ездят вахтами на заработки. Это тоже признак нездорового состояния на рынке трудовых ресурсов.
Налоговый удар
Если не можешь найти рабочее место - создай его себе сам! Именно под таким призывом четыре года назад стартовала в Оренбуржье обширная программа самозанятости. Идея была проста: любой желающий, разработав бизнес-план и собрав требуемые документы, мог получить разовую субсидию от Минтруда в размере годового пособия по безработице. Выходило где-то порядка 63 тысяч рублей: этого «стартового капитала» хватало, чтобы открыть небольшое дело и отправится в свободное плавание в «рыночном море».
Бывшая швея-закройщица Татьяна ХРУНОВА после того, как развалилось её ателье, решила сама заниматься вязанием модных вещей на заказ. Сказано - сделано: собрав портфолио своих работ и заполнив нужные анкеты-бумаги, она вскоре получила субсидию, купила вязальную машинку, оверлок и открыла крошечное ателье.
Через некоторое время бизнес расширился: она взяла на работу ещё двоих женщин. А потом наступило 1 января 2013-го и взлетевшие налоги на частное предпринимательство превратили начинающего бизнесмена в обыкновенного банкрота.
- Мне насчитали, что я должна теперь платить по 35 тысяч рублей в год страховых взносов, - сокрушается Татьяна. - Для меня это просто неподъёмные деньги… Я помыкалась, а в июне пошла и закрыла своё ИП. Так осталась ещё должна родному государству 18 тысяч рублей, плюс штраф Пенсионный фонд на меня наложил в пять тысяч… Не вышло из меня бизнес-вумен, придётся, видимо, идти на рынок, носками торговать.
В Министерстве труда и занятости не скрывают: программа самозанятости работала очень успешно в 2009-2011 годах: тогда ей воспользовались тысячи человек. Люди открывали пасеки, лили тротуарную плитку, заводили домашние фермы и даже вырезали фигурные свечки из воска. Однако проект постепенно затухает: налоги «добивают» малый бизнес и с начала года в Оренбуржье свернули свою деятельность уже более 7000 индивидуальных предпринимателей.
Даже на федеральном уровне экономисты предупреждают: ближайшие два года для Оренбуржья будут очень сложными - экономика замедляется, а новые проекты и рабочие места хоть и создаются, но довольно медленно.
И удастся ли переломить эту ситуацию - вопрос очень серьёзный. Тем более, что из региона стремительно «уходят» заказы для нефтяной отрасли и уже к следующему лету минимум 4000 человек - буровиков, бульдозеристов, трубоукладчиков и ремонтиков могут выйти с касками к Дому советов, требуя работы и зарплаты.
Компетентно
- Сегодня молодым специалистам чрезвычайно важно ориентироваться в ситуации, сложившейся на рынке труда и при поиске работы руководствоваться не амбициозным желанием больше заработать, а вполне реальными знаниями и навыками. Даже если работодатель не предлагает на стартовой позиции той зарплаты, на которую рассчитывает выпускник, лучше согласиться на меньший заработок, но приобрести необходимый опыт, чем не получить ничего.
Точка зрения
- Программа самозанятости отлично зарекомендовала себя, и три года она работала замечательно. Но сегодня мы не получаем для неё федерального финансирования, только областные ресурсы, а они ограничены. Люди и рады бы открыть своё дело, да уже исчерпаны лимиты… Да и ситуация с резко выросшими суммами страховых взносов для индивидуальных предпринимателей тоже серьёзно сказалась на рынке труда. Но это решение принималось на федеральном уровне, нам остаётся лишь подчиниться.
Смотрите также:
- Оптимизация за счёт людей? По кому сильнее всего ударил кризис →
- Оренбургский учёный - о коллегах, открытиях и статусе науки →
- INKSYSTEM станет для вас успешным печатным бизнесом →