18-летняя орчанка, выпускница школы №88 Анна Миляева попала в число «рекомендованных к зачислению» на филологический факультет престижнейшего университета, написав вместо пространного сочинения на одну из заданных тем, стихотворение-оправдание на двух листах.
Девушка в поэтической форме пояснила экзаменаторам, что знает всех писателей и поэтов «с доски» (темы сочинений были: «Особенности внутреннего мира «маленького человека» в произведениях Гоголя и Куприна», «Образы страданий в произведениях Достоевского и Некрасова», «Мотивы Салтыкова-Щедрина в сатире Маяковского». - Ред.), знакома с героями известных произведений русской литературы. Для убедительности она сравнила себя с «маленьким человеком» Акакием Акакиевичем из гоголевской «Шинели», вспомнила про страдания народа, которые живописали Некрасов и Достоевский и т.д. Однако ни одну из трёх предложенных тем, честно призналась она, раскрыть глубоко у неё не получится, а потому она не хочет «высасывать из пальца на три страницы глупости и чушь».
Одиннадцать четверостиший с финальным пожеланием преподавателям «бесконечных нервов, понятных букв в листах других работ» родились у не растерявшейся на экзамене орчанки меньше, чем за час.
Мы связались по телефону с Аниным школьным учителем по русскому языку и литературе Оксаной Рогозиной (она преподавала Миляевой в 9-11 классах). Нам хотелось выяснить: часто ли её ученица предлагала необычные решения выхода из, казалось бы, безвыходных ситуаций.
Оксана Евгеньевна была немного удивлена, когда узнала, что Аня не смогла написать сочинение - сопоставительный анализ: «Она прекрасно знает творчество перечисленных авторов, её школьные сочинения я обычно зачитывала классу. В качестве примеров она нередко приводила цитаты из произведений, которые не учат в рамках школьной программы. По русскому языку и литературе у Ани всегда были только «пятёрки». Может наизусть читать поэмы своего любимого поэта Маяковского. Аня - вообще большая умница, окончила школу с «серебряной медалью», она - разносторонне талантливый человек: хорошо рисует, музыкально одарена, пишет стихи».
Выяснилось, что пишет Анна Миляева в основном «в стол». У неё есть толстая тетрадь стихотворений философского характера, юмористических, в форме басен, пародий, стихотворений на «злобу дня», например, одно из них она написала после гибели ярославской хоккейной команды «Локомотив» в авиакатастрофе (трагедия произошла 7 сентября 2011 года через несколько минут после взлёта ЯК-42 в Ярославле. - Ред.). Некоторые из своих стихотворений Анна публикует в Интернете и получает чаще всего положительные рецензии от своих читателей.
«На уроках литературы Аня всегда высказывала собственное мнение и, если я или класс с ней не соглашались, доказывала свою точку зрения, подкрепляя её примерами. Она - грамотная девочка. Ошибки, которые она допустила на вступительном экзамене в МГУ, на мой взгляд, незначительны. Думаю, что наша выпускница не стала писать сочинение в его привычной форме либо потому, что переволновалась, либо потому, что немного «расслабилась». Аня подавала документы также в РУДН и в литературный институт имени Горького (получается, у Ани был широкий выбор столичных вузов. - Ред.). Сдавая творческий экзамен в литературный институт, она набрала 95 из 100 возможных», - добавляет Оксана Евгеньевна.
В институте имени Горького Аня тоже написала стихотворение, но не шутливое, а философски серьёзное - про то, как сближает и меняет людей совместное путешествие по железной дороге: «Шумящий поезд стать единым может // Для тех, кто по дорогам шел отдельным. // Две ниточки судьбы совсем несхожих // Вдруг, словно рельсы, лягут параллельно».
От редакции
За год до поступления в МГК, на городской олимпиаде по литературе в Орске, Анна Миляева предприняла попытку выполнить задание в стихах. Тогда её поэтический опыт остался непонятым и неоцененным строгим жюри.
К слову сказать, что подобное «оригинальничание» при поступлении в МГУ и в другие вузы на гуманитарные факультеты встречается не так редко, и обычно рифмованные сочинения получают «неуд.». Среди филологов принято считать, что стихотворная манера изложения не приспособлена для анализа художественного текста.
Однако орчанке Анне Миляевой, которая ни на что не надеялась и написала стихотворение, чтобы скоротать час (из аудитории раньше, чем через час от начала экзамена просто не выпускали: абитуриентам дают время успокоиться, собраться с мыслями, не исключено, что снизойдёт озарение), удалось затронуть душевные струны экзаменационной комиссии. Поэтому она и получила свои честно заработанные 67 баллов и прошла по конкурсу на «бюджет» (бюджетных мест было50). Строгие экзаменаторы МГУ сделали свой выбор, талантливая и неординарно мыслящая девушка с ними согласилась.
Анна регулярно размещает свои стихи на сайте Стихи.ру под псевдонимом Рыжая Мавра.Вот два последних, как раз экзаменационных опуса.
Рыжая Мавра Фото www.stihi.ru |
Преамбула:
"Приехала я в Москву, чтобы поступить в МГУ. Для этого надо было сдать дополнительный экзамен по литературе.
Надо сказать что темы сочинений были "ломательные полностью":
1) Особенности внутреннего мира "маленького человека" в произведениях Гоголя и Куприна.
2) Образы страданий в произведениях Достоевского и Некрасова.
3) Мотивы Салтыкова-Щедрина в сатире Маяковского.
Фабула (мой ответ)
Пускай простят меня Некрасов с Достоевским,
Пускай простят меня и Гоголь, и Куприн,
Пусть Маяковский бросит словом резким,
Пусть скажет: "Дура!" Салтыков-Щедрин.
И Вы простите, милые эксперты,
Прощенье пусть в сердца придет с небес.
Как жаль, чтобы создать бумагу, в жертву
Был принесен зеленый шумный лес.
Я не смогу раскрыть такие темы.
Хотите - проверяйте или нет.
Я вижу трудноразрешимую проблему,
Хоть Маяковский - мой любимейший поэт.
Акакий мерзнет под стрелою ветра,
Ему в лицо бьет, обезумев, жгучий снег.
Мой рост лишь полтора несчастных метра -
Я тоже маленький, пожалуй, человек.
А Маяковский же, творя свою сатиру,
Про Салтыкова-Щедрина совсем забыл.
Его мотивы не являл он миру!
Свои мотивы миру он явил.
Некрасов пишет, как народ страдает,
Как плачет женщина по милому дитя.
А Соня все семью свою спасает,
За благо их бесчестием платя.
Жесток был Достоевский к грустной Соне,
Убив ее пропащего отца:
Колесами в безумии погони
Явилась смерть, не скрывшая лица.
Надеюсь Вы все это прочитали.
А если улыбнулись - свет рекой!
Спасибо, что листочки мне раздали,
Простите, что так глуп поступок мой.
Не думайте, прошу, что я тупая!
Я знаю всех писателей с доски,
Их творчество и их героев знаю,
Но Ваши темы жестче, чем тиски.
Судьбы канва натянута на пяльца,
Но я бессильна в бездне чуждых душ...
Я не хочу высасывать из пальца
На три страницы глупости и чушь.
Покину этот зал одной из первых,
Но прежде, чем миную сталь ворот,
Вам пожелаю бесконечных нервов,
Понятных букв в листках других работ.
Из экзамена в Литературном
Тема: "Железная дорога, как источник вдохновения"
Как звезд в ночи, людей на свете много.
Они мечтают, дружат или спорят.
Но свяжет их железная дорога,
Подобно счастью и подобно горю.
Шумящий поезд стать единым может
Для тех, кто по дорогам шел отдельным.
Две ниточки судьбы совсем несхожих
Вдруг, словно рельсы, лягут параллельно.
Вот так в купе и оказались рядом,
Историю свою за спину пряча
Седой скрипач с холодным синим взглядом
И молодой солдат с душой горячей.
Но время шло. И захотелось где-то
Поговорить о чем-то интересном.
Открытые попутчику секреты
Катились вниз - по насыпи и в бездну.
Спускалась ночь, но свет горел в вагоне,
Чтоб освещать чужие разговоры
О музыке, о вражеской погоне,
Душе горячей и холодном взоре.
"Какой сейчас был город?" - "Может, Киров" -
Шептались у окошка два соседа.
А поезд все баюкал пассажиров
И нес их к пораженьям и победам.
Колеса ритм свой сложный набивают,
Как будто стук взволнованного сердца.
Каких они людей собой скрывают,
Вагона расшатавшиеся дверцы?
Летит состав к вокзалу от вокзала,
А с ним летят улыбки, судьбы, лица.
Железная дорога их связала,
Им стук колес не раз еще приснится
Солдату снился марш - идут отряды
И топают, как будто динозавры.
А скрипачу с холодным синим взглядом
Послышались знакомые литавры.
Плывут снаружи облака из стали.
"Сейчас какой же город был?" - "Не знаю",
Светлело утро. Те, кто рано встали,
Носились взад-вперед с горячим чаем
Промчался день. За ним еще такой же.
"Ну вот мы, наконец, остановились!",
"Сейчас нам выходить?" - "Немного позже" -
Приятно пассажиры суетились.
Остались позади и сны, и грезы,
Вокзалы, блики светлые и тени.
Последний раз ударили колеса,
И прибыл поезд на вокзал последний
О сказанном друг другу не жалея,
Расстались очень близкими друзьями
Солдат, чей разум снега холоднее,
Скрипач, чей яркий взор пылал, как пламя.
Смотрите также:
- 25 января российский студенты традиционно отмечают свой праздник →
- Свои награды получили оренбургские «капитанские дочки и сыночки» →
- Машков: крутой и ранимый мачо →