(Бес)полезные карты? Оренбуржцы могут остаться без денег из-за санкций

Вопрос не праздный, особенно если учесть опыт введения санкций протии четырёх российских банков и блокировки обслуживания их карт по приказу Госдепартамента США. Не может ли получится так, что нажав пару клавиш на компьютере «там», мы здесь в одночасье останемся без зарплат и сбережений?

   
   

По данным Ассоциации коммерческих банков Оренбуржья сегодня на 800 тысяч трудоспособных оренбуржцев приходится примерное такое же количество зарплатных карт. Ушли в прошлое очереди у касс в день получки - сегодня все без исключения крупные предприятия Оренбуржья, государственные и муниципальные службы, а так же подавляющее большинство субъектов малого и среднего бизнеса выплачивают зарплату своим сотрудникам «на карту».

Даже пенсии сегодня тоже зачастую переводятся на счёт, привязанный к «кредитке» - более трети пенсионеров предпочитают пользоваться банкоматами, а не ждать каждый месяц почтальона с деньгами. 

Как работает «электронный рубль»?

Для рядового оренбуржца процесс покупки с помощью пластиковой карты выглядит практически так же просто, как и оплата наличными: отдаём кассиру карточку (или проводим сами магнитной полосой по считывателю терминала), вводим пин-код (если такая опция включена банком) либо просто подписываем распечатанный чек. Однако с точки зрения техники это довольно сложная процедура, в которой участвует много сторон (см. инфоргафику).

Платёжная система Фото: АиФ / Владимир Кашин

Между покупателем и продавцом в цепочке располагаются: центр авторизации, процессинговый центр, собственно платежная система, банк, выпустивший вашу карту и банк, на счёт которого поступают средства с вашего счёта за купленный товар или услугу.
Информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов обеспечивает процессинговый центр - «сердце» всей системы. Он представляет собой сложный и дорогостоящий программно-аппаратный комплекс, который состоит из мощных компьютерных серверов, программного обеспечения для обработки информации, комплексов защиты и предотвращения от сбоев в работе.
Процессинговые центры состоят как бы из двух «половинок» и физически могут быть разнесены в разные уголки земного шара, лишь обмениваясь данными по Сети. Во-первых, есть клиринговые центры платежных систем - или центры авторизации. Они обрабатывают первичный запрос: что за карта считана терминалом, её коды, проверку безопасности и определяют, что в Сеть пришёл запрос именно от Иванова Ивана Ивановича, у которого счёт в оренбургском банке. Далее процессинговый центр обрабатывает платёж, давая команду на списание и зачисление средств.

 «Замороженный» счёт

- Когда против России ввели санкции, платёжная система заблокировала именно центр авторизации. - объясняет Юрий Божор, специалист по работе с пластиковыми картами крупного банка. - Дело в том, что на каждой карте есть номер. Первые 6 его цифр - код банка. И достаточно просто дать команду, чтобы карточки с этими номерами не опознавались системой…

А если учесть, что сервера авторизации расположены не в России, понятно, насколько уязвимой становится система для аналогичных санкций.

   
   

Между тем, сегодня в Оренбуржье около 90% карточек выпущены международными платёжными системами Visa и Mastercard(остальная доля рынка приходится на  российскую систему «Золотая корона».) Однако проблема в том, что ни у одного оренбургского регионального банка нет собственного процессингового центра.

- Создание собственного процессинга - удовольствие дорогое и стоит порядка 40-50 миллионов рублей, - объясняет Юрий Божор. - Именно поэтому небольшие банки проводят операции через более крупные финансовые структуры по договору оказания услуг - аутсорсингу.

Таким образом, возникает риск «опосредованной» блокировки карты: санкции «наказали» московский банк, а карточки заблокировались в Оренбурге. Но, увы, при нынешнем уровне «карточного оборота» местные банки создание своего процессингового центра, увы, не потянут.

Самодостаточная система

Парадоксально, но факт - сегодня в России работа международных платёжных систем контролируется очень слабо. Центр авторизации находится за рубежом, и где именно - секрет. И фактически все, у кого есть карты Visa и Mastercard, остаются уязвимыми для санкций.

Единственный выход из складывающейся ситуации - создание собственной платёжной системы, чьи компьютерные сервера находились бы на территории России и управлялись бы посредством Центробанка страны.

- Только в этом случае никакой внешний приказ не мог бы повлиять на стабильность в обслуживании банковских карт, - объясняет Юрий Божор. - Правда, есть два серьёзных момента. Создание такого центра займёт порядка года и стоимость его будет весьма высока. А кроме того, он гарантирует бесперебойную работу только внутрироссийских платежей. Если вы выехали с карточкой за границу, там она, понятно, в случае блокировки работать не будет.

Впрочем, заграничными ограничениями оренбуржцев вряд ли напугаешь. Сегодня 97% процентов операций по картам проводятся именно на территории нашей страны. Ещё около 2% приходится на ближайший к нам Казахстан и менее 1% - на заграничные транзакции.

Кроме того, никакие санкции не смогут уничтожить данные о состоянии ваших счетов в российских банках. То есть даже если карточка не будет обслуживаться в платёжных терминалах, вы всегда сможете снять свои деньги в банкомате своего банка или в ближайшем офисе по паспорту. Так что эксперты не советуют уже завтра бежать «обнулять» карту или требовать от работодателей возврата к прежним временам и окошкам с кассирами. Ваши деньги на банковской кредитке не «сгорят» и не потеряются.

А вот при поездках на заграничные курорты лучше всё-таки брать с собой наличную валюту. Или, пока идёт «турбулентность» в мире, отдыхать дома, в России. И безопаснее, и без денег вас ни один Госдеп точно не оставит.

ОФИЦИАЛЬНО

Юрий Самойлов, председатель Совета Ассоциации коммерческих банков Оренбуржья.

- Я буквально на днях вернулся из Москвы, где как раз обсуждалась проблема надёжного и безопасного функционирования электронных платежей. И сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что нашей стране нужна собственная национальная платёжная система, которая бы не зависела ни от каких внешних экономических и политических факторов. Так что вопрос её внедрения - дело близкого будущего. Такая система позволит нашим банкам наиболее эффективно проводить расчёты внутри страны.

КОМПЕТЕНТНО

Денис Минаков, главный редактор журнала «ФЭБ»

- Я не думаю, что следует опасаться массовой блокировки банковских карт оренбуржцев: зарубежные платёжные системы ведь получают комиссионные за каждую проведённую транзакцию, и политика-политикой, но доходы терять никто не хочет.

К тому же у нас в области до сих пор самая распространённая операция с картами - это снятие наличных, да ещё может быть пополнение баланса мобильного телефона в банкомате. Мы лишь начинаем пользоваться «кредитками» как инструментом для Интернет-платежей, дистанционной оплаты коммунальных услуг и т.д. Поэтому уверен - при любых раскладах катастрофы точно не произойдёт.

Смотрите также: