Чем сегодня живут оренбургские бахчеводы? Где можно найти соль-илецкие арбузы и почему у нас не выращивают квадратные ягоды? Ответы на эти и другие вопросы ищем вместе с Шарафутдином МУХАМЕДЬЯРОВЫМ, председателем ассоциации бахчеводов и овощеводов Оренбуржья.
И в Поволжье, и в Сибири
- Шарафутдин Шартинович, довольно давно слышала, что на рынках в соседних регионах соль-илецкие арбузы выдавали за астраханские - говорили, что так они лучше идут. Какова ситуация сейчас?
- Сейчас всё с точностью наоборот. Часто астраханские и волгоградские арбузы выдают за наши. Определить разницу, не попробовав, может только бахчевод-специалист. А по вкусу арбузы разных регионов серьёзно отличаются. Я считаю, что соль-илецкие ягоды - самые сладкие и вкусные. И это не потому, что я патриот своей земли. Дело в том, что качество арбуза зависит от того, на какой земле он рос. В Соль-Илецке идеальное сочетание климата, почвы и даже географического положения. То, что раньше на этом месте было море, видимо, сказывается на качестве земли. Сейчас арбузы начали выращивать не только у нас в районе, но и в Илеке и Акбулаке. Но, при всём уважении к коллегам из этих районов, вкусовые качества даже там серьёзно отличаются.
- Где сейчас можно купить наши арбузы, ну кроме Оренбуржья, конечно?
- В первую очередь это соседние регионы - Самара, Нижний Новгород, Поволжье. Много арбуза уходит в Татарстан, Башкирию, Челябинск, Екатеринбург. Часть урожая уходит в Сибирь, например, в Кемерово. В центральную часть мы товар не поставляем. С точки зрения логистики, там арбузы удобнее брать из Волгограда и Астрахани.
- Каков урожай в этом году?
- По площади мы посеяли чуть меньше, чем в прошлом году. Часть урожая пострадала от саранчи, сейчас теряем арбузы из-за дождей - из-за избытка влаги они начинают лопаться. Несмотря на всё это, спелой ягоды оренбуржцам хватит.
К сожалению, все наши потери от саранчи или ливней никто возмещать не будет. Правительство в этом плане не может поддержать даже тех, кто выращивает пшеницу, а арбузы вообще принято считать чем-то второстепенным. Поэтому все убытки ложатся на карман бахчевода.
Эксперименты не проходят
- Что сейчас выгодно выращивать с точки зрения потребителя?
- Так уж сложилось, что «заказ» на арбузы формируют не покупатели, а перекупщики-оптовики. Так, они не берут плоды меньше шести килограммов веса. Спросом пользуется крупный арбуз, который легче продать, чем два по три кило. Из-за этого у покупателей складывается мнение, что хороший арбуз - это большой арбуз. Но на самом деле ягоды в 2-3 килограмма ничем не отличаются от своих десятикилограммовых «собратьев». К слову, в той же Европе давно идут по пути минимализма даже в продуктах. Там наоборот предпочитают продавать мелкие овощи и фрукты. Это удобно для супермаркетов, да и для потребителей плюс - не нужно думать, куда деть порезанный гигант, который даже в холодильнике храниться очень недолго. Из-за этого некрупные арбузы остаются на полях, а за них тоже никакой компенсации нет.
- Областное правительство утверждает, что в этом году учтены ошибки прошлого сезона, когда конкуренция с Казахстаном поставила под угрозу сбыт соль-илецких арбузов…
- Да, в этом году мы посеяли больше ранних сортов, но и здесь оказалось, что проблем не миновать. Дело в том, что у покупателя сложились определенные стереотипы об арбузе - тот же размер, сроки созревания. До сих пор принято считать, что начало арбузного сезона - август, а всё, что продают раньше - «химия» чистой воды. Но мы сегодня начинаем собирать первый урожай в начале июля и не используем никаких хитростей - просто сорта ранние. Однако люди не спешат покупать товар в это время, а значит, мы снова теряем прибыль. Так, из-за мифов страдают бахчеводы. Сегодня можно легко выращивать дыни, которые можно было бы продавать даже в ноябре, но потребитель не готов к таким экспериментам.
- А квадратные арбузы не пробовали выращивать?
- Нет, но технология мне известна. Она хоть и не сложна, но достаточно затратная, а значит, это скажется на цене арбуза. Но дело даже не в этом. Наш покупатель, не только оренбургский, но и российский, не готов к таким экспериментам над привычными продуктами. Я в прошлом году посадил сорт арбузов без косточек. Вроде бы, удобная вещь, людям должно быть интересно, ан нет. Спрос на этот товар так и не образовался, а семена мне обошлись в копеечку. Также и с квадратными арбузами. По телевизору показали эти творения японцев, которые продавали в Москве, вот только ни одного покупателя я не увидел. И не думаю, что дело в заоблачной цене. Это всё привычка. Так что мы не рискуем и в Соль-Илецке сажаем традиционные сорта, которые признаны во многих регионах.
Новая «обёртка»
- Не так давно соль-илецкий арбуз получил свою торговую марку. Что теперь, на каждом арбузе появится наклейка, чтобы избежать подлога на прилавке?
- Такой опыт был в Астрахани. Но поймите, любой торговый знак, это своего рода обёртка. В неё также можно завернуть всё, что угодно. Если будет наклейка, то нет никакой гарантии, что она не появится на тех же волгоградских ягодах. Да и вообще, любое новшество неизменно ведёт к повышению цены на продукцию. А это для нас сейчас не выгодно. Я уже говорил, что оренбургский арбуз от астраханского по виду сможет отличить только специалист. Тем более, что арбузы разнятся в стоимости в зависимости от года. Это как вино - в один сезон солнца было много и это хорошо сказалось, на вкусе, в другой - слишком много дождей, а значит вкус более водянистый.
Думаю, что государству нужно думать не только о том, как наклеить на арбуз голограмму, но и о том, как поддержать бахчеводов. Ведь экспорт бахчевых - довольно серьёзная статья в экономике региона.