О том, что такое церковный колокольный звон, откуда берутся силы звонарей и что нового можно привнести в это искусство, говорим с постоянным участником областного конкурса Константином ИВАНОВЫМ, звонарём храма Святителя Николая Чудотворца села Нижняя Павловка Оренбурга.
Разговор с Богом
- АиФ Оренбург: Константин, что привело вас на звонницу?
- Константин Иванов: В храм меня впервые привела мама. Мне тогда было лет девять. Примерно через два года я заинтересовался колокольным звоном. Попробовал себя в этом искусстве, очень понравилось. Начинал с канонического исполнения, потом понял, что можно использовать более творческий подход.
- АиФ Оренбург: Вы имеете уже довольно большой опыт звонаря. Кроме того, у вас прослеживается свой индивидуальный стиль, который сильно выделяется на фоне остальных участников конкурса звонарей. В чём секрет?
- К.И.: Каждый звонарь пропускает звон через себя. Не зря говорят, что это молитва, разговор с Богом. Звон, который я представил на последнем конкурсе, отличался своей динамичностью. Я считаю, что звон должен нести добро, наполнять собой души прихожан. Поэтому я предпочитаю праздничные звоны, а не печальные. Кроме того, разговор с Всевышним у каждого свой. Я передаю через колокола то, что сам чувствую. Конечно, есть каноны исполнения того или иного звона, но я считаю, что здесь можно отойти от традиций и наполнить звон тем, что у тебя в душе.
Ближе к молодёжи
- АиФ Оренбург: Что нового привносите вы сами?
- К.И.: Я стараюсь сделать колокольный звон ближе к молодёжи. Например, перекладываю канонические звоны на мелодии популярных сегодня у молодого поколения исполнителей. Как вариант, музыка знаменитой немецкой рок-группы «Раммштайн».
- АиФ Оренбург: Вы считаете, что столь противоположные музыкальные направления можно сочетать на звоннице?
- К.И.: А почему нет? Ведь и то, и другое - музыка, искусство. Кроме того, современная адаптация религии может помочь привлечь в храм молодёжь. Но, к сожалению, ортодоксальная церковь не приветствует мои эксперименты. Несмотря на то, что в прошлом году на конкурсе звонарей мне присудили третье место, каждый раз, и этот год не стал исключением, победа достаётся тем звонарям, которые придерживаются канонического исполнения.
Каждый звонарь трактует звон по-своему, вкладывает в исполнение часть себя. Мне звон представляется таким, каким мне хочется его подать. Хочется, чтобы и молодое поколение ощутило на себе ту благодать, которая снисходит на человека, когда он слышит колокола. Но когда подростки видят, что церковь не принимает или хотя бы просто не пытается понять того, что нравится им, не будет никакого взаимодействия между церковью и паствой.
Звонарь - миссионер
- АиФ Оренбург: Как относится настоятель вашего храма к вашим творческим экспериментам на колокольне?
- К.И.: Как ни странно, положительно. Отец Анатолий (настоятель храма Святителя Николая Чудотворца в Нижней Павловке, - Ред.) понимает, что Слово Божие можно и даже нужно доносить современными способами. Церковь в этом плане не должна оставаться консервативной. Время не стоит на месте, а значит и религия должна развиваться. Кроме того, по словам священнослужителей Оренбурга, где я раньше тоже практиковался в звоне, отмечают, что творческий подход к колоколам привлекает прихожан.
Звон - это своего рода миссионерская работа. Людей привлекают колокола, сначала они приходят послушать звонаря, а в итоге начинают посещать храм и слушать проповеди священников. Если же те же молодые люди услышат, что с колокольни доносится не просто благовест, а знакомые нотки, то они точно заинтересуются. Не исключено, что это станет их первым шагом к храму.
- АиФ Оренбург: Какова роль самого звонаря в исполнении?
- К.И.: Одна из ведущих. Звонарь - основа того, что получится на выходе. Каждое исполнение звона пропущено через человека. Мы уже говорили, что колокольный звон - это молитва. И от того, как эта молитва будет исполнена, зависит результат. Её должен услышать Бог, но не просто услышать, а понять, что именно сейчас происходит в душе звонаря, с каким посылом он обращается к Господу.
Поэтому звонарь - не просто человек, который, дёргая за верёвки и нажимая педали, извлекает мелодии из многотонных колоколов, это своего рода посредник между нами, прихожанами храма, и Всевышним.