Кто не видел во время поездок на природу куч мусора, сваленных на берегу, пластиковых пакетов и бутылок, плавающих в водоёмах немым укором человеку неразумному?
В заметке «Экологичные выходные» (№ 23 от 6 июня 2012 года) мы уже писали про необычную акцию оренбургских дайверов. В «полной амуниции» они опускаются на дно, в том числе и для того, чтобы поднять с него мусор, зачастую опасный для купающихся.
Сергей Огарков Фото из архива Сергея Огаркова |
Мы решили узнать, что подогревает желание активно включаться в волонтёрское подводное эко-движение и встретились с руководителем клуба оренбургских дайверов Сергеем ОГАРКОВЫМ.
Привет от Емельяна Пугачёва
- «АиФ Оренбург»: Сергей Константинович, «подводный субботник» в мире проводится с 1995 года. Россия включилась в это важное и полезное дело десять лет тому назад. А когда приняли эстафету «подводники» Оренбурга?
- Сергей Огарков: Впервые мы организовали очистку детского пляжа на реке Урал три года назад. Поначалу я обзванивал всех членов клуба. Это занимало несколько дней. Нельзя же набрать номер телефона, назначить место и время встречи. С одним пять минут поговоришь, с другим, вот и набегает. В этом году решил упростить задачу - бросил клич в Интернете. Все, кто хотел, к нам присоединились. Однако наша миссия по очистке не заканчивается одним днём. Обычно если погружаемся и видим в водоёме мусор, поднимаем всё, что можем унести без посторонней помощи.
-«АиФ Оренбург»: Какие самые необычные находки?
- С.О.: Для начала скажу, что самыми частыми были и остаются бутылки, нередко битые, торчащие остриём вверх. Попадаются лопаты и прочий садовый инвентарь, металлические ограждения. Есть в моей коллекции несколько топоров, которые пролежали в воде предположительно около тридцати лет. За это время лезвие покрылось ржавчиной, а деревянные топорища в некоторых местах «исхудали» до толщины нити. Встречал в водоёмах затонувшие катера. Но не было ни техники, ни времени их поднимать.
Пушечное ядро времен Емельяна Пугачева Фото из архива Сергя Огаркова |
Из необычных «трофеев» можно назвать также каменные балясины от старого моста. Когда я был маленьким, пешеходный мост через Урал в районе набережной был деревянным. Его каждый год смывало вешними водами. Потом построили постоянный. Резная часть от него теперь хранится в моём мини-музее. Подняли со дна Урала ещё пушечное ядро, которое, не исключаю, «помнит» ещё Емельяна Пугачёва.
Удобства для «жаберных»
- «АиФ Оренбург»: Какие водоёмы дают больше всего «трофеев»?
- С.О.: К сожалению, люди везде ведут себя примерно одинаково. Много мусора встречается как в оренбургских реках, озёрах, так и в Красном море (просто наша вода по причине её мутности лучше скрывает «инородные тела», - Ред.). В этом году со дна Урала мы подняли около самосвала разных отходов. Для дайверов самый удобный из местных водоёмов - Ирикла: там видимость лучше всего.
- «АиФ Оренбург»: А какая температура наиболее комфортна?
- С.О.: Плюс 28°С воды и воздуха. Однако нас не останавливают никакие трудности. Выращиваем жабры. Когда реки зимой встают, надеваешь тёплый костюм, погружаешься. Начинается подлёдный дайвинг.
- «АиФ Оренбург»: Что кроме мусора ещё привлекает оренбургских дайверов?
- С.О.: Богатый подводный мир, подводная охота.
-«АиФ Оренбург»: Самый большой улов как у настоящих рыбаков: показать - рук не хватит?
Балясины старого моста через Урал Фото из архива Сергея Огаркова |
- С.О.: По-разному, - показывает на стену с фотографиями. Тут один из членов клуба с марлином больше человеческого роста, другой - с небольшой акулой, третий - с сомом, местным усатым красавцем метра полтора длиной. Вот богатый улов крабов на Баренцевом море. - Считается, что красивые места за границей. Но у нас их не меньше. Просто иногда до них добраться сложнее и дороже, чем за рубеж. Столько впечатлений было, когда попал на Дальний Восток: и на глубине, и во время прогулок по берегу. У нас многие виды цветов - ирисы, лимонник - специально разводят, а там они растут в дикой природе.
Опасная самоуверенность
- «АиФ Оренбург»: Какими талантами и способностями должен обладать человек, чтобы стать «ихтиандром»?
- С.О.: Нужно только большое желание и отсутствие противопоказаний. Нельзя погружаться на глубину, если есть заболевания сердца, мышц, сосудов, суставов, почек и мочевыводящих путей, а также последствия повреждений и хронические болезни органов дыхания. Перед обучением дайвингу лучше проконсультироваться с врачом. Пока до конца не изучено влияние давления воды на плод при погружении беременных женщин.
Что касается особых талантов, то они не требуются. Человеку даже не обязательно уметь плавать. Чтобы стать начинающим подводным пловцом (можно погружаться до 18 метров), достаточно четырёх лекций и пяти тренировок в бассейне.
- «АиФ Оренбург»: Для такого экстремального вида отдыха?
- С.О.: Дайвинг не опасен, если человек прошёл обучение, трезво оценивает ситуацию и свои силы. Опасности таятся в излишней самоуверенности. В этом отношении дайвинг сравним с вождением автомобиля. Как только человек начинает считать, что он почти ас, нарушает скоростной режим, ПДД, обычно приходит беда. У нас тоже нужно придерживаться правил: не нырять в одиночку, не погружаться через боль в барабанных перепонках, в состоянии усталости или озноба, не ставить личных рекордов, если нет соответствующей подготовки.