25 цифровых книг уже работают в оренбургской гимназии № 2. Но специалисты уверены - не стоит спешить сдавать привычные бумажные книги в музей. Электронные ещё не скоро смогут полностью заменить их.
Учебник плюс диск
На сегодня проблема школьных учебников стоит довольно остро. Не смотря на то, что область выделяет немало денег на школьную литературу, родители постоянно жалуются, что много приходится докупать из своего кармана.
- В этом учебном году на приобретение учебников направлено в пять (!) раз больше средств, чем в 2009, - отмечает министр образования Оренбургской области Вячеслав ЛАБУЗОВ. - В общей сложности мы получили 80,5 миллионов рублей именно на учебную литературу.
При этом никто из специалистов министерства образования не объясняет родителям, что школа может предоставить ученикам только учебники. Но этого недостаточно для того, чтобы получить полноценное образование.
- Раньше существовало такое понятие, как «учебно-методический комплект», - рассказывает учитель математики со стажем Любовь НЕСТЕРОВА. - В него входил учебник, методическое пособие для учителя и рабочая тетрадь для ученика. Сегодня это понятие заменили другим - «учебно-методический комплекс».
Разница в том, что комплекс состоит из того же учебника и пособия для учителя, однако для ученика дополнительный материал представлен в более широком спектре. Здесь не только рабочая тетрадь, но и дополнительный материал в виде карт, схем, графиков, рисунков. Причём все это может быть не только в классическом виде, но и в электронном.
Вот и получается, что за счёт бюджета обеспечивается лишь часть необходимой литературы в виде учебника, всё остальное ложится на плечи родителей. При этом покупать всё, что входит в тот или иной учебный комплекс вовсе необязательно. Обычно в школах выдают списки необходимой дополнительной литературы, но из-за непонимания того, зачем это нужно, родители считают это вымогательством.
- Если вы хотите, чтобы ваш ребенок получил полноценное образование, которое он с лёгкостью сможет использовать в будущем, то траты на всякие рабочие тетради неизбежны, - уверена учитель химии Наталья ЧЕРЕМИСОВА. - А сегодня очень удобно использовать разные электронные носители - информации больше, места занимают меньше, а наглядность несравнима ни с чем. В школе не всегда есть возможность показать какие-то опыты, а посмотреть их в качестве видеоролика намного проще.
Новые технологии - новые траты?
При этом учителя не спешат возлагать большие надежды на современные технологии. Специалисты отмечают, что электронные учебники, которые существуют сегодня, назвать учебниками можно с большой натяжкой. Учебник подразумевает определенную структуру, последовательность, методологию. Сейчас цифровые книги больше представляют собой именно методический и дополнительный материал, а не самостоятельный учебник. Заменить привычные страницы планшетным компьютером можно пока по ограниченному количеству дисциплин и рассчитаны они не на весь учебный курс, а только на программы отдельных классов. К примеру, в электронном виде уже существует биология для восьмого класса, но нет математики для пятого.
Специалисты уверены, что полностью перейти на цифровые книги в школах удастся примерно через 7-10 лет. При этом в нашей области этот переход, скорее всего, будет достаточно безболезненным, так как подготовка началась уже сейчас.
Кроме того, стоит отметить, что внедрение современных цифровых технологий зависит и от их доступности для населения. Интернет, конечно, идёт по стране семимильными шагами, однако далеко не каждая семья пока ещё может позволить себе компьютер, который необходим, чтобы работать с электронными книгами. Да и сами учителя ещё не освоили новшества. Работа в этих направлениях ведётся, и достаточно успешно. Но результаты не могут быть мгновенными.
Кроме того, сами родители считают, что с появлением цифровых учебников обязанность докупать что-то за счёт родителей никуда не денется.
- Более чем уверена, что через некоторое время нам будут говорить, что для нормальной работы устройства и полноценного образования ребёнка необходимо обновить программное обеспечение или «закачать» дополнительные параграфы по тем или иным предметам, - делится мама одного из учеников гимназии №2 Оренбурга Ольга. - Конечно, хорошо, что сами устройства приобретает государство, ведь 25-30 тысяч - непосильная нагрузка на родителей школьников, тем более, если в семье учатся несколько детей.
Стоит отметить, что плюсы от внедрения новых технологий в образование отмечают как учителя и школьники, так и родители. Но готовиться к этому нужно всем и достаточно серьёзно.
Мнение эксперта
Александр ЗЛОБИН, директор фирмы «Фолиант»:
- Корни полноценного образования действительно лежат во всевозможном использовании дополнительной литературы и методических материалов. К счастью, сегодня выбор рабочих тетрадей и схем очень широк, да и сами школы свободны выбирать учебную литературу, которая, по их мнению, наибольшим образом соответствует программам обучения. А программы сейчас различные, кроме того, внедряют новые образовательные стандарты, которые тоже вносят свои коррективы.
Родители должны понимать, что необходимость покупки дополнительной школьной литературы - это не прихоть директора школы, а забота о полноценном образовании детей. Кроме того, если вы считаете, что ваш сын или дочь способны усвоить материал и без рабочих тетрадей, заставлять их покупать никто не будет. Однако здесь стоит обратить внимание и на то, что современные школьные программы кардинально отличаются от тех, по которым учились мы. Именно поэтому зачастую взрослые не могут помочь своим детям выучить уроки. Для того, чтобы облегчить восприятие нового материала и себе и ребёнку, и изобретены методические материалы.
Ходить в книжные магазины нужно ещё и для того, чтобы быть в курсе новинок на рынке учебной литературы. Областное министерство закупает учебники только девяти издательств. Но этим рынок не ограничивается. Поэтому в первую очередь для учителей мы проводим презентации новинок в области методической литературы для них, здесь же можно узнать, какие учебники появились в последнее время и как их можно использовать на базе того или иного образовательного учреждения.
Сегодня в магазинах можно приобрести и электронные носители, которые помогут школьнику освоить ту или тему или предмет целиком. Однако считать их полноценными учебниками пока ещё действительно рано. Переход на цифровые технологии в школе неизбежны, однако происходить это будет постепенно и не так стремительно, как хотелось бы многим.
Поэтому не спешите отказываться от традиционных книг, тем более в области образования.