Недавно областной суд признал незаконной деятельность секты «Ата Жолы». Как определить секту и не стать ее жертвой, АиФ Оренбург рассказал руководитель Информационно-консультационного центра Оренбургской епархии протоиерей Артемий Шатов.
Кто может помочь?
- Она достаточно тоталитарна. Человека полностью подчиняли себе. Если не получалось вовлечь членов его семьи, доходило даже до развода. Были случаи насилия. К адептам применялись методы нейро-лингвистического (НЛП) и психологического программирования. К примеру, в центр три года назад пришла молодая пара, которая не могла иметь детей. Эти люди пообещали, что когда пара достигнет определенного духовного возраста, духи предков помогут ей. Молодых насторожили методы работы, и они пришли к нам. Им начали угрожать, с помощью НЛП, что теперь у них будут несчастья и деток они никогда не обретут. Ребята преодолели прессинг, а сейчас, с Божьей помощью, являются прихожанами нашего храма.
- А какую роль в следствии сыграл ваш центр?
- Здесь приложены силы многих людей. Мы консультировали силовые структуры. На суде я выступил в качестве эксперта. Выступал и представитель правления мусульман. Эти люди позиционировали себя сначала как приверженцы ислама, затем как мультиконфессиональная организация. Наша задача была довести до суда, что эта организация не является ни исламской, ни христианской. Она сродни тенгреизму - доисламской религии поклонения предкам, языческая вера. Сама Ата Жолы - оккультно-мистическая, псевдорелигиозная организация. Каждому человеку говорили, что он может видеть прошлое, будущее, исцелять болезни людей, но для этого нужна помощь предков. Они, не имея знаний, лечили. В этой секте в нашем регионе участвовало около тысячи человек.
- К нам в храм Казанской иконы Божьей Матери поселка Берды, где я настоятель, приходили люди, пострадавшие от тех или иных организаций. И мы в течение трех лет оказывали помощь на уровне прихода. Затем наш центр вышел на епархиальный уровень при миссионерском отделе, я его руководитель. Мы входим в Российскую ассоциацию центров изучения религий и сект (РАЦИРС) и в Европейскую федерацию исследовательских центров сектантства и деструктивных культов (FECRIS). Работаем не локально по области, а постоянно поддерживаем связь с коллегами, участвуем в ежегодных европейских семинарах.
За пять лет к нам обратилось около 100 человек. Наша задача - донести правдивую информацию до жертвы организации. Дальше зависит от человека, ведь Господь даровал свободу выбора. Если человек захочет, мы расскажем ему о Боге. Особенность любого православного центра: через воцерковление избавление от зависимости. Но, в первую очередь, мы работаем со специалистами. Тесно сотрудничаем с силовиками, юристами, психологами, психиатрами, медиками, органами соцзащиты. То есть у нас соработничество. И еще, мы боремся не с сектами, мы боремся за обманутых людей.
Как выпутаться из сетей секты?
- А почему вообще люди попадают в секты?
- От недостатка любви. Когда человек брошен и чувствует себя одиноким, он лёгкая жертва для секты. Есть такой термин «бомбардировка любовью». Любые сектанты окружают всесторонним вниманием новопришедшего. Наши людям, у которых есть дефицит внимания, на эту удочку попадаются. Затем они отключают у человека критическое мышление.
- Трудно вытащить человека из секты?
- Если человек пробыл в деструктивной секте год, то, как минимум, от трех до пяти лет занимает реабилитация. Проблема достаточно серьезная. Даже вытащить из секты религиозной возможно, убрав религиозную составляющую, но от финансовой зависимости избавиться нелегко. Видите ли, сейчас очень популярны секты неопятидесятнического толка. В России они особенно специализируются на сетевом маркетинге. Члены общества подписывают договоры и попадают в кабалу. И даже если это преодолевается, когда человек выходит из организации, у него внутри пустота. Здесь задача близких - заполнить ее своей заботой. Но зачастую люди отпускают его на самотек. И тогда такой человечек находит иную зависимость. В практике был случай. Девушку вывели из одной организации, она попала в другую, вывели оттуда, пришла в православие. Потом увлеклась игровыми автоматами. Оттуда вытащили, перешла в экстремальный спорт - сначала увлекалась дайвингом, затем давай прыгать с парашютом. Когда она сломала обе ноги после очередного прыжка, ее обследовали. Оказалось, что у нее были проблемы с адреналином. Врачи провели курс лечения и выровняли гормональный фон. Она создала семью. Уже несколько лет я ее не вижу - значит, у нее все нормально. В этом случаем, импульс к прежнему поведению дал сбой в здоровье.
На что живут секты?
- Какие признаки у секты?
- Во-первых, гуруизм. Организация и лидер наделяются исключительностью. Будто, спасутся только они и больше никто. Во-вторых, происходят попытки тотального контроля жизни человека. Он становится послушным исполнителем. Ему указывают каждый шаг. Звонят каждые два часа, интересуются, как дела. Если что-то случается, рекомендуют своего специалиста. То есть они полностью замкнуты на себе! В-третьих, община придумывает собственный язык, понятный только её членам - так называемый новояз.
- Какие секты особенно распространенны в нашей области?
- Неопятидесятнические. У них культ финансового успеха. Любовь Божия измеряется достатком. Если ты не заработал больше, чем в прошлом месяце, значит, ты в чем-то согрешил. Чем больше ты зарабатываешь, тем больше тебя любит Господь. Способы выбивания денег достаточно интересны. Раньше это была просто десятина, причем, нередко от всех доходов. Недавно они использовали следующие методы: если у вас что-то в жизни не складывается, значит, вы забыли какую-то десятину внести в прошлом, например, часть от квартиры, давным-давно оставшейся в наследство. Видно, сказывается кризис.
Также продолжает действовать запрещенная в Казахстане секта «Алля Аят», члены которой занимаются лечением различных заболеваний соленым чаем с молоком. К сожалению, так онкологию не вылечишь. У них уже большое кладбище. К слову, большую часть их адептов составляли студенты медакадемии.
Сейчас идет тенденция к различным оккультно-мистическим практикам под видами йоги, гимнастики. Так продвигается псевдоиндуизм - кришнаиты. Опасность особая в том, что к нашим жителям применяются национальные методы лечения Индии или Тибета, которые не подходят для нас. Также вредны духовные практики вроде ритмологии - постоянного повторения определенных фраз. НЛП чистой воды.
Лжецелители?
- Очень много встречается объявлений о лечении алкольной и наркотической зависимостей от будто бы медицинских организаций. Если это, как говорят, секты, то чем отличается их помощь от лечения в госучреждениях?
- Помощью заключенным, работой с молодежью занимается неопятидесятнические секты, в том числе реабилитацией зависимых. Подобные организации набирают пациентов из всех регионов. Их свозят в определенный центр, которых у них несколько по стране. Центр представляет коттедж в несколько этажей. Туда набивается, сколько возможно, людей, которые лечат трудотерапией. Зачастую эти центры не называют себя религиозными организациями. К примеру, центр «Исход». Он позиционирует себя как реабилитационный центр, а не отделение пятидесятников. Но у них обязательны молитва и изучение Библии. Человек не может оттуда выйти, поскольку ему внушают, без нашей организации ты не сможешь освободиться от наркотиков. Они заявляют, что у них очень большой процент исцеления. Если в медицине всего 1-3 процента, где людям, действительно, помогают медики, то здесь заявлено 60-70 процентов. Любой человек, который сталкивался с проблемами наркомании, скажет, что это фантастика. Для чего они это делают? Когда люди перестают принимать наркотики, находясь в этом центре, их селят в квартирах в каком-либо областном центре. Они начинают трудиться уже на конкретную организацию, которой принадлежит реабилитационный центр. То есть их привлекают в религиозную общину, куда необходимо привести друзей и родных. Проблема в том, что зависимость не исцеляется, а подменяется другой.
- Опасны эти организации?
- Любая секта не полезна. Когда служил на Чукотке, привелось увидеть, как пасторы из США награждал даром смеха членов общин. После этого восемь человек попали в психиатрическую лечебницу с диагнозом шизофрения. Тоталитарнейшая секта, которая порабощает человека.
- Вы сталкивались с сектой Венина?
- Мы работали с людьми, которые входили в эту секту еще до образования нашего центра. Несколько человек воцерковились, осознав, в чем была пагубность. Некоторые приходили и доказывали, что все было хорошо, ничего страшного там не происходило. Они и остались при своем мнении. И все-таки основная масса пострадавших от этой деятельности осознала, в конце концов, когда вышла из-под контроля лидера Веснина. Тогда вернулось критическое мышление, стали оценивать критически что с ними происходило. Задача этой псевдо-психологической секты была раскрепостить людей полностью за счет снятия моральных рамок. Плоть ставилась превыше духа. Гедонизм превалировал в учении организации. А цель коммерческая - заработать деньги. Секты в основном и создаются, либо чтобы заработать деньги мошенническим путем, либо из тщеславия и гордыни лидера.
- Отец Артемий, весной к Русской православной церкви присоединилось вашими усилиями восемь человек из различных сект. Как это удалось сделать?
- Пришли в наш центр несколько человек. Это были адепты неопятидесятнической общины, которые пришли с целью - узнать истину. Им стало тесно в рамках своей общины. Пришли за богопознанием. На протяжении года общались. Сначала за чашкой чая задавали вопросы, что им не понятно в Православии, что смущает. Они приводили своих коллег. Сначала у них был критичный взгляд на нас. Но в итоге за год работы мы привели восемь человек. В неделю Торжества Православия в Никольском кафедральном соборе по благословению митрополита Валентина был произведен чин присоединения. Это были и юные (15 лет самому младшему) и взрослые (50 самому старшему), мужчины и женщины. Они занимали различные должности в этой общине. Не рядовые участники. Один из них был пастором. Сейчас тоже идет работа с их бывшими единомышленниками и людьми из других организаций, в том числе из радикального Ислама.
- Секты продолжают процветать в стране, также как и в 90-е?
- Если в 90-х секты плодились и их невозможно было контролировать, то сейчас ситуация меняется. Власти видят угрозу, которую представляют эти люди. Многие террористические и протеррористические организации действуют за счет таких организаций, чтобы набирать себе адептов. Проблема в том, что организации дробятся чуть не каждый день и меняют названия, поэтому трудно остановить их деятельность. К тому же, нужно иметь доказательную базу. Та же «Ата Жолы» имеет названия «Путь предков», «Орда», «Дорога отцов», «Белый путь». И они могут их менять до бесконечности. Мы можем запретить одну организацю, они могут назваться другим именем. Тогда нужно искать признаки соответстсвия одной организации другой. Но все, с Божьей помощью, свдинулось. Начался процесс отслеживания деструктивных тоталитарных сект, которые вредят и обществу, и конкретным людям.
Справка
Артемий Шатов родился в 1978 году в Магаданской области. Закончил Московскую духовную семинарию и академию, кафедру философии Карпатского университета.