Строительство нового социалистического мира привело к миллионным жертвам. Немало репрессированных людей было и в Оренбургской области. За что репрессировали земляков, выяснял корреспондент «АиФ Оренбург».
В общей могиле
В зауральной роще Оренбурга находится захоронение репрессированных жителей нашей области, пострадавших в 30-е годы. Здесь нет умиротворения, какое испытываешь, когда приходишь на обычное кладбище - тяжесть грузом наваливается на сердце. Редкого прохожего встречает памятник, увенчанный крестом, впереди – развернутая, пробитая пулями, книга, олицетворяющая Библию и Коран, что символизирует одно: молот власти и клеймо «враг народа» настигли всех. В несколько рядов между посаженными здесь березками стоят кресты и памятники, таблички. Некоторые таблички крепятся на березках, на иных просто вырезаны имена. На нас смотрят такие разные лица: старые и молодые, суровые и доброжелательные. Здесь спят отцы и сыновья, целые семьи. Упокоились тут священники и муллы, ветеринары, главы сел, учителя, рабочие, татарские педагоги и актеры, чиновники… Здесь немало немецких фамилий (37 человек из одного только села Богомазова Люксембургского района). Все они погибли в разное время. Сюда их свозили примерно в течение семи лет. Говорят, здесь похоронено восемь с половиной тысяч человек.
В 1928 году на апрельском пленуме ЦК ВКП (б) Сталин заявил, что «Репрессии в области социалистического строительства являются необходимом элементом». Особенно пострадали крестьяне, «раскулачивали», вернее, грабили, середняков. Историк Леонид Футорянский приводит следующие данные. В области пострадало 3800 крестьянских хозяйств. 108 человек – председатели сельсоветов, совхозов, колхозов, обычные
работники хозяйств – были отданы под суд. В Оренбурге было около семи тысяч человек, лишенных каких-либо прав, прежде всего, карточек на продукты, их называли лишенцами. Это им были адресованы слова «Не кормить классового врага!». После постановления ЦИК от 1932 года, получившее в народе название «Закон о трех колосках», в стране было осуждено 50 тыс. человек, в Оренбургском округе – 353 человека, в том числе и на расстрел. Подобная политика привела к снижению продуктивности труда в сельском хозяйстве.
Людей забирали посреди ночи. Спустя время приходило письмо – осужден на 10 лет. Но родные не знали, что, на самом деле, скрывалось за этой формулировкой. Часто вскоре арестовывали и остальных членов семьи осужденного.
Как распустили бюро
Тогда же шли борьба с вредительством и паранойный поиск врагов государства. В Оренбурге на 92 из 130 предприятий заменили директоров. Брониславу Кудишу, начальнику строительства медно-серного комбината, ранее бывшему советским послом в Турции, предъявили список обвинений, в том числе, что он якобы выстроил Медногорск в форме фашистской свастики, пишет Футорянский. В 1937 году его исключили из партии и арестовали. Через 20 лет он был реабилитирован.
На пленум Оренбургского обкома приехал секретарь ЦК ВКП (б) Андрей Жданов и распустил все бюро, объявив его членов, кроме одного человека, врагами народа. Той же участи подверглись и 28 из 55 секретарей горкома и райкома.
Пострадали наши коллеги, журналисты. Из 55 редакторов районных газет 32 репрессировали. Подверглись гонениям редакторы и сотрудники «Оренбургской коммуны», «Большевистская смена», Орского рабочего». Расстреляли писателей Валериана Правдухина, Александра Завалишина, поэта Василия Наседкина.
Новомученики
В 1917 году в Оренбургской области действовало 11 монастырей и более 600 храмов, пишет иеромонах Валентин (Коробов). Духовное сословие (вместе с семьями священниками) составляло несколько тысяч человек. 950 священников и монахов ожидали репрессии. В Зауральной роще установлены кресты и памятники священникам Феодору Лобкареву, Иоанну Зайцеву, Тарасу Горлатову, Иакову Андрееву (1864 года рождения) и его сыны Николаю.
Говорят, что именно здесь погребены монахи Николаевского монастыря в Покровке, известного своими пещерными ходами. В 1925 году вышло постановление о закрытии церквей и снятии колоколов с храмов. Монастырь постепенно разрушали, а из его кирпича построили исполком, клуб и магазин. 27 монахам предложили покинуть это место, публично отречься от Бога, поступить на работу. Многие из них остались, и в 1931 году их вывезли и расстреляли в лесу под Оренбургом, предполагают, что их захоронили в Зауральной роще.
Мы не нашли табличку с именем Макарий Квиткин. Возможно, он тоже покоится здесь. Макарий Квиткин был учителем и священником, миссионером. Переехавшая из Орска в Оренбург семья снимала квартиру у одной вдовы и купила участок, где поставила баню и собиралась строить дом. Но приехавший племянник хозяйки, будучи коммунистом, велел их выгнать. Так священник Макарий с супругой и пятью детьми оказался в бане. За публичный отказ от священства, ему предлагали место директора школы, но он категорически отказался. Семья подвергалась издевательствам и насмешкам в обществе, как и многие священнические семьи. Когда отец Макарий шел в храм, в него и его детей пионеры бросали песок, а то и камни. В январе 1931 года в Оренбургской области арестовали 157 человек, из них 27 монахов (видимо Покровских) и 9 священников. Среди них был Макарий Квиткин. Его обвинили в том, что он не совершал венчаний тех, кто оформил развод у гражданской власти и вступил в новый брак, а также в том, что за богослужениями он возносил имя только местоблюстителя митрополита Петра. Отец Макарий ответил, что венчаний не совершал, считая это противоречащим указанному в Священном Писании и намерения разорвать молитвенно-канонические отношения с митрополитом Сергием (Старогородским) у него не было.
В марте всех арестованных обвинили в создании контрреволюционной религиозной организации. 36 человек приговорили к расстрелу, в том числе и Квиткина. В книге «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Март» записано: «Когда 4 апреля жена и дети принесли очередную передачу, ее не приняли, ничего при этом не объяснив. Люди не разошлись, толпой сгрудившись у тюремных ворот, - и вот, в три часа пополудни всех ожидающих от ворот тюрьмы отогнали и оттуда вывели группу заключенных - тридцать три человека: священников, монахов и монахинь, и среди них отца Макария. Увидев жену и детей, он издали помахал им рукой. Заключенных довели до здания ОГПУ, а бегущим за ними родственникам приказали идти домой, сказав, чтобы они приходили на следующий день к девяти часам утра, и тогда им все скажут. Кто ушел, кто остался ждать около здания. Несколько сотрудников ОГПУ, выскочив из помещения охраны, арестовали всех, кто оказался поблизости и, проведя через проходную, посадили на эту ночь в подвал. Среди арестованных были супруга и дочь отца Макария. Священник Макарий Квиткин был расстрелян вместе с другими приговоренными 5 апреля 1931 года в половине пятого утра. Тела казненных были тогда же тайно вывезены из здания ОГПУ и погребены в общей безвестной могиле». Отец Макарий был канонизирован церковью как новомученик. В 1989 году его реабилитировали.
Наверное, страшнее этой эпохи была только Великая Отечественная война, но в отличие от войны, здесь не внешний противник, а свое же государство уничтожало своих людей, а соседи и товарищи становились врагами друг другу. По данным Оренбургского управления КГБ в нашей области только с 1937 по 1938 год было репрессировано 12 тыс. оренбуржцев.