131

О войне не по книжкам. Будущие историки записывают с ветеранами интервью

Личным примером наставник и студенты показывают, что нужно помнить о том, какой ценой нам досталась Великая Победа и мирная жизнь.
Личным примером наставник и студенты показывают, что нужно помнить о том, какой ценой нам досталась Великая Победа и мирная жизнь. / Татьяна Ребикова / АиФ

С каждым годом становится всё меньше живых свидетелей Великой Отечественной войны. Скоро о ней придётся узнавать только из книжек и фильмов, зачастую искажающих действительность. Пока ещё не поздно, можно успеть встретиться с ветеранами, тружениками тыла, детьми войны и записать их ценные воспоминания.

Глазами ребёнка

Более 20 лет студенты педагогического университета во главе с профессором, доктором исторических наук, заведующей кафедрой, специалистом по Великой Отечественной войне Равилей Хисамутдиновой записывают интервью с ветеранами и оформляют их в альбомы и книги.

Галия Салахеевна Исламова 1938 года рождения из села Биккулово Октябрьского района на всю жизнь запомнила, как отца забирали на фронт. Несмотря на то, что ей было всего три года, в детскую память врезался момент, как они ждали папу возле районного военкомата.

«Мама сидела на красном камне, а я у неё на коленях. Отец долго не возвращался, и я спросила: «А может, папу не заберут?» Но вскоре он вышел и сказал, что уезжает. Папа дал мне две бумажки, которые сразу же вылетели у меня из рук, потому что на улице был ветер. Тогда я не понимала, что это были деньги. Односельчане потом говорили, что этот случай стал предвестником того, что отец не вернётся…»

Это отрывок из истории человека, который видел войну маленьким ребёнком. Записала воспоминания жительницы района студентка четвертого курса исторического факультета Алина Насырова. В созданный в этом году студентами группы альбом вошли рассказы о судьбах людей, которым уже много лет, но они хорошо помнят военное время. Всего в этом году будущие учителя истории с разных курсов подготовили три таких издания с рассказами о 66 жителях области.

– Первое задание я дала студентам в конце 90-х. Обязательным условием для допуска к экзаменам был реферат об участнике войны. Хотелось, чтобы ребята узнавали о тех годах не только из книг, которые написаны историками, а проживали события вместе с ветеранами,– говорит доктор исторических наук, заведующая кафедрой всеобщей истории и методики преподавания истории и обществознания государственного педуниверситета Равиля Хисамутдинова.

У самой Равили Рахимяновны родители были подростками, когда началась война. Спустя годы они рассказывали о том времени, и девочка очень хорошо всё запомнила. Интерес к истории проснулся именно в семье. И чем больше она узнавала о горестях войны и понимала, что фронтовики каждый год уходят из жизни, тем больше ей хотелось изучить эту тему. Теперь знания и опыт передаются студентам.

Алина Насырова записала историю бабушки своей подруги, для этого она ездила с родителями в другое село за 97 километров на встречу.

– Мне интересно было узнать, как жили в то время, что ели, как одевались, ходили в школу. Папа Галии Салахеевны не вернулся с фронта, и маме одной пришлось поднимать двоих детей. Жили бедно, постоянной работы не было, женщина ходила к людям, помогала по хозяйству, собирала пух, вязала платки. Односельчане платили, чем могли,– рассказывает Алина Насырова.

Семья Галии в годы войны жила в селе Людвиновка. Вместе с сестрой и другими детьми ходили пешком в школу в соседнее Буланово за четыре километра. Радио и часов не было, поэтому тот, кто первый из детворы просыпался, шёл по деревне и будил остальных.

«Шла зимой в дырявых валенках, застеленных соломой или тряпками, в них постоянно попадал снег, и нужно было его всё время вытряхивать. Приходили иногда и в три часа ночи в школу. Дверь открывала женщина, которая там дежурила: мыла полы и топила печку. Раздевались, складывали мокрые вещи на задние парты, и спали до начала уроков, а после собирались в обратный путь»,– записывала воспоминания женщины Алина.

ИНТЕРЕСНО
Исследования студентов о судьбах ветеранов, тружеников тыла и детей войны будут переданы в архив, где их сможет прочитать любой желающий.

Пока еще лёд на реке был крепким, ходили через переправу. А в тёплое время года девочку с сестрой забирала к себе на квартиру учительница. Всякое было в жизни этой семьи, как и в миллионах других. Но не унывали, поддерживали друг друга. Ходили за водой к соседям, чтобы приготовить пищу, а для стирки использовали речную. Иногда их приглашали в баню, а дома мама купала детей в корыте.

«Грековы здесь живут?»

Судьба жительницы Оренбурга Тамары Петровны Матвеевой (в девичестве Грековой) 1935 года рождения тоже связана с войной. О ней рассказывает студентка Александра Кашенчук.

«Пожилая женщина вспоминала военный Чкалов и день, когда отца забирали на фронт. Шестилетняя девочка стояла на улице Советской за Уралом и видела, как солдаты в шинелях шли через мост. Папа Тамары был лейтенантом, воевал на третьем Белорусском фронте, участвовал в советско-японской войне. Вернувшись, он не узнал своих детей и, остановившись возле дома, спросил, здесь ли живут Грековы. Прожил отец недолго, тяжело заболел и умер спустя всего несколько лет после победы».

Тамара Петровна решила сохранить всё, что связано с папой. В скоросшивателе хранятся фотографии, наградные листы, история о нём, написанная от руки на листе бумаги. А вот писем, к сожалению, не осталось.

– С большим уважением отношусь к пожилым людям и удивляюсь их памяти и стойкости, – делится Александра Кашенчук. – Встреча с Тамарой Петровной взволновала меня. Она даже рассказала, что ходила в одну школу с будущей супругой Юрия Гагарина – Валентиной. После изучения войны и просмотров советских фильмов, беседа с этой женщиной пробирает меня до дрожи.

В этом году работы девушек заняли второе место в областном конкурсе студентов на лучшее «Интервью о солдате войны». Солдаты войны – это не только её участники, но и труженики тыла, подростки и дети войны, так как каждый из них выполнял свой долг для приближения Победы. Альбомы передадут в Государственный архив региона, ими можно будет воспользоваться при написании научных статей, дипломной работы или просто почитать самому и показать своим детям.

Пока ещё есть время, необходимо расспросить их обо всём и сохранить воспоминания для будущих поколений.
Пока ещё есть время, необходимо расспросить их обо всём и сохранить воспоминания для будущих поколений. Фото: АиФ/ Татьяна Ребикова

В планах Равили Хисамутдиновой продолжать патриотический проект, который сначала рассказывал об участниках войны, потом о тружениках тыла, о подростках, а теперь – уже о детях войны.

– Для того чтобы заинтересовать ребят, нужно самому любить историю. Одну и ту же лекцию всегда читаю по-разному, подкрепляя их стихотворениями Юлии Друниной, которая девчонкой ушла на фронт. Война – это всегда о людях, их силе и мужестве, чувствах, взаимовыручке, которая помогла выстоять,– считает профессор.

Личным примером наставник и студенты показывают, что нужно помнить о том, какой ценой нам досталась Великая Победа и мирная жизнь. Ведь можно жить и не понимать, что рядом – живые легенды. И пока ещё есть время, необходимо расспросить их обо всём и сохранить воспоминания для будущих поколений.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах