Редакция газеты «АиФ в Оренбуржье» организовала круглый стол, на котором обсуждалась тема изменений в законодательстве, касающихся лицензирования управляющих компаний в сфере ЖКХ. Выяснилось, что у всех заинтересованных сторон накопилось друг к другу много вопросов и претензий.
Как подать жалобу?
В мероприятии приняли участие представители Государственной жилищной инспекции региона, прокуратуры Оренбургской области, общественных организаций, руководители Управляющих компаний, депутаты городского Совета. Повод значимый - в сентябре 2018 года в силу вступили изменения в существующие нормативно-правовые акты. В частности, они затронули Правила содержания общего имущества многоквартирных домов (МКД), Правила управления и Постановление о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД.
В большинстве своем жители мало интересуются - какая компания содержит их жилье. И это с одной стороны объяснимо: когда есть вода, отопление, электричество, подъезды ремонтируются, а придомовая территория содержится в порядке, казалось бы, какая разница, кто за всем этим стоит. Проблемы начинаются, как говорится, вдруг. Вдруг приходит две квитанции за одну и ту же услугу. Вдруг выясняется, что собственник жилья должен, например, за свет или газ огромную сумму, и это притом, что каждый месяц человек относил в кассу свои кровные и имеет на руках квитанции об оплате. Вот тогда волей неволей приходится узнавать название своей управляющей компании, требовать ответа, искать справедливости.
Государственная жилищная инспекция в Российской Федерации появилась в 1994 году, три года спустя после объявленной в стране приватизации жилищного фонда. Каждые несколько лет к ее обязанностям добавлялись все новые и новые функции. На сегодняшний день одна из самых главных - это государственный надзор за управляющими организациями, осуществляющими обслуживание многоквартирных домов. Так вот, если у вас с вашей УК возникли проблемы - не вздумайте писать в ГЖИ электронное письмо или тем более просто звонить и жаловаться. Такие способы обращения в инспекцию ведомством не рассматриваются. «Письма, поступившие по электронной почте, не являются поводом для проверки, - сообщил прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и экологии прокуратура области Сергей Осетров. - Граждане должны зарегистрироваться в автоматизированной системе ГИС ЖКХ, либо обращаться в письменном виде».
Так что если вы думаете, что фраза «Я буду писать в приемную Президента» возымеет действие, то, скорее всего, вы ошибаетесь. Ваше электронное письмо перешлют обратно в Оренбургскую область, и поводом для проверки вашей злоупотребляющей компании оно так и не станет.
Что может ГЖИ?
Данные, которые предоставила на круглом столе заместитель начальника ГЖИ по Оренбургской области Виктория Вербицкая, впечатляют. За 9 месяцев 2018 года в инспекцию поступило 6001 заявление граждан и юридических лиц, проведено 2533 проверки, из них 1658 - в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность на основании выданной лицензии. Выявлено более 1700 нарушений жилищного законодательства. Чаще всего управляющие организации не должным образом исполняют условия заключенного договора управления. То есть обещали содержать инженерные сети и оборудование в порядке, но не делают этого. А еще нарушают порядок начисления платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
К сожалению, на круглом столе не прозвучали другие цифры - об эффективности этих проверок. Да, выписываются предписания, принимаются меры административного воздействия и даже выдаются предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. Сколько дел направлено в суды? Сколько, кому и какие штрафы были выписаны? «Исправились» ли проштрафившиеся компании, или продолжают незаконно повышать тарифы или не перечислять поставщикам ресурсов полученные от жильцов средства?
Карман вместо кассы?
О результатах надзорной деятельности доложил прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и экологии прокуратуры Оренбургской области Сергей Осетров. В 2018 году в органы прокуратуры поступило свыше 1000 обращений на действия УК, из них удовлетворено порядка 20%. В Оренбурге установлен факт предъявления к оплате двойных квитанций по статье «капитальный ремонт». Собранный материал проверки направлен в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Подобные уголовные дела могут длиться годами, а так как платежи должны совершаться ежемесячно, долги накапливаются и зависают в воздухе. Прокуратура привела пример задолженности за ЖКУ в деятельности ООО «ТПК «Домохозяин», когда средства, принятые от населения за горячее водоснабжение и отопление в размере 780 тысяч рублей так и не были перечислены поставщикам энергоресурсов. Других примеров не было, и ведь это капля в море! В настоящее время долг жителей Оренбуржья за жилищно-коммунальные услуги превысил 3 млрд. руб. Сколько из этих миллиардов безвозвратно ушло в карман к недобросовестным УК - неизвестно. Какая часть из этих миллиардных долгов все-таки оплачена оренбуржцами, но не дошла до счетов поставщиков тепла, воды и света? Возвращаются ли похищенные средства? Закрыт ли доступ на рынок жилищно-коммунальных услуг тем, кому уже нельзя доверять? Стоит рядовому оренбуржцу не платить месяц за электричество, ему приходят красные квитанции. А с управляющими организациями почему не так? Как они умудряются накопить огромные долги и почему не остановить этот процесс в самом начале?
Что делать собственнику жилья во всей этой неразберихе? Контролировать свою управляющую компанию. Как бы ни хотелось откреститься от этих проблем. Есть такой ресурс - ГИС ЖКХ. На сайте в разделах можно найти всю информацию об управляющих организациях, которые прошли лицензию в вашем населенном пункте и имеют право оказывать услуги в жилищно-коммунальной сфере. Ищите свою и получайте всю информацию о ее деятельности.
Собрание вам в помощь
И еще. Ходите на собрания жильцов, которые проводит ваша УК. Как выяснилось, в областном центре нередки случаи, когда один и тот же дом несколько раз в год переходит от одной управляющей компании к другой. «Это, например, касается домов, расположенных в поселке Ростоши, которые были в управлении компании «Форштадт», - рассказала эксперт регионального отделения ОНФ Татьяна Савельева. - С 1 июля три дома перешли в УК «Загородная». В ГЖИ по Оренбургской области было направлено письмо о том, что техдокументацию «Форштадт» новой компании не передал. Получили отписку о том, что в ГЖИ предоставлен акт передачи техдокументации на руки жителям. По факту никакой документации никому не передавалось. Вопрос до сих пор открыт. Мы пытаемся своими силами восстановить техническую документацию. И обратиться в суд я не могу. У меня есть ответ ГЖИ, приложенный акт о якобы передаче технической документации одному из жителей. В этом случае суд не будет рассматривать наше обращение».
Словом, представители управляющих компаний Оренбурга адресовали ГЖИ свои претензии. Например, большие сроки ожидания запрашиваемых документов и медленное реагирование на обращения и жалобы граждан. Выяснилось, что представители УК вынуждены обращаться в прокуратуру по вопросам несогласия с результатами контрольной деятельности Государственной жилищной инспекции региона.
Дело - за пониманием
Депутат городского Совета Алексей Чистяков порекомендовал директорам управляющих компаний эффективнее сотрудничать с представителями депутатского корпуса, прямая обязанность которых - защищать права своих избирателей. В тех округах, где с жителями налажено взаимопонимание, а над деятельностью УК установлен надлежащий контроль, практически не отмечается грубых нарушений в сфере ЖКХ.
И все-таки если бы надзорные органы вместо того, чтобы учить граждан обращаться по форме, решали проблемы, их, проблем, было бы меньше.
«На мой взгляд, основная задача ГЖИ – обращать внимание на проблемы при любом факте обращения, - считает начальник управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Оренбурга Татьяна Малышева. - Можно смотреть на проблему с юридической, а можно - с человеческой точки зрения. Ежемесячно проводятся межведомственные совещания у прокурора Оренбурга, где присутствуют все прокуроры районов, УВД, следственные органы, куда приглашаются и представители управляющих организаций, и компаний-поставщиков ресурсов. Необходимо выработать алгоритм действий, чтобы в дальнейшем не было бесконечных судебных исков, долгов перед поставщиками ресурсов и появления многоквартирных домов, оставшихся без управляющих компаний. Должны быть реальные меры воздействия на недобросовестные организации и понимание, что придется отвечать за безответственность, противоправные действия, подлог и махинации».
МНЕНИЕ
Не верить пустым обещаниям
Владимир Свотин, директор УК «Русь»
Я посмотрел, сколько у нас было переходящих от одной УК к другой домов. Ежегодно - миллион блуждающих квадратных жилых метров! Причем это, в основном, новостройки. И опасность в том, что именно осенью начинаются эти «брожения», когда актуален отопительный сезон и нарушения хозяйственного механизма крайне опасны. Нередко население вводится в заблуждение популистскими обещаниями – снизить квартплату, плату за ОДН и так далее. Политики очень любят использовать эту тему для повышения собственной популярности. Чтобы склонить жильцов к отказу от существующей УК, им обещали убрать плату за ОДН. Но мы понимаем, что это пустые обещания, которые никогда не будут выполнены. Однако за несколько месяцев, пока это станет ясно, можно попасть в такой цейтнот, из которого жильцы будут выбираться годами.
Я уверен, что по закону о местном самоуправлении и муниципалитет, и ГЖИ, и органы местного самоуправления должны рассматривать подобные действия как деструктивные и всячески пресекать их.
Да, управляющие компании – это коммерческие структуры, главная задача которых – извлекать прибыль. Но! Это можно делать по-разному. Работать в условиях честной конкуренции или использовать фальшивые подписи в протоколах голосования жильцов. Можно и нужно рассчитываться с поставщиками без задержек, но так происходит, как показывает реальность, не всегда.
У нас в Оренбурге есть положительный опыт работы в округах. Там, где созданы комитеты территориального общественного самоуправления, например, как в округе депутата Законодательного собрания Александра Трубникова, где есть понимание, контакт с жителями, там практически нет нарушений в деятельности УК, нет судебных исков, передачи жилого фонда из рук в руки.
ОФИЦИАЛЬНО
Защищать интересы жильцов
Алексей Миронов, директор УК «ОренбургСтройЖилСервис»
Собственники помещений в одном из многоквартирных домов решением общего собрания выбрали управляющую организацию ООО "УК "ОренбургСтройЖилСервис", оригиналы документов в установленные сроки были направлены в жилищную инспекцию. Однако вновь выбранная управляющая организация не смогла приступить к управлению многоквартирным домом, поскольку прежняя управляющая компания представила протокол общего собрания, согласно которому собственники якобы снова избрали эту организацию для управления домом.
Мы обратили внимание ГЖИ на наличие двух решений общих собраний собственников помещений в данном доме, принятых в течение трех недель по одним и тем же вопросам. По результатам проведенной инспекцией проверки установлена правомерность принятия решений, зафиксированных двумя разными протоколами. Иных мер к установлению правомочной организации управлять домом инспекция не предпринимала.
Собственники вынуждены были обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения о выборе прежней УК, ведь по факту данное собрание не проводилось, их подписи подделаны. Судебное разбирательство продолжается с июля, однако до вынесения решения еще далеко, ведь впереди проведение почерковедческой экспертизы. Собственники настроены решительно, они понимают, что никто в данном вопросе им помочь не сможет и свои права им придется защищать самим, отстаивая позицию в суде.
Казалось бы, у нас с надзорными органами одна цель – защита интересов жильцов. Но порой, контролирующие органы настолько увлечены деятельностью по наложению штрафов на УК, что забывают о насущных проблемах собственников помещений, в частности о том, что повсеместно идет подделка подписей жильцов в документах общего собрания. ГЖИ разводит руками и рекомендует обратиться в правоохранительные органы или в суд. Мы прекрасно понимаем, что законодательство не совершенно, и по некоторым вопросам у ГЖИ действительно отсутствуют полномочия. Но произвол третьих лиц, которые позволяют себе противозаконными действиями решать все за собственников, нельзя оставлять без внимания в том числе единственного в области органа государственного жилищного надзора. Ведь собственники всегда возлагают большие надежды на ГЖИ.
В своей деятельности мы всегда руководствуемся действующим законодательством, и если где - то допустили нарушение, всегда выполняем законные требования контролирующих органов. Ведь ЖКХ это сфера, где не бывает все гладко.
Мы за сотрудничество, за то, чтобы в Оренбурге была честная конкуренция, качественное жилищно-коммунальное обслуживание, а отношения всех заинтересованных сторон строились в правовом поле.
Чтобы было комфортно всем
Создать комфорт для всех жителей стремится генеральный директор ООО "УК "Флагман" Олег Коломанов. Каким путем достигается желаемое, он рассказал корреспонденту «АиФ».
- Наша управляющая компания активно участвует в проекте «Комфортная городская среда». Для жителей основным условием стало финансовое участие в размере 10% от стоимости дополнительных работ. Реакция на предложение была положительная, и далее уже советы многоквартирных домов обсуждали план благоустройства и вносили свои коррективы. Результатом совместной работы УК, жильцов и органов власти стал замечательный двор с современными игровыми формами и тренажерами на площадках с безопасным резиновым покрытием, отремонтированным хоккейным кортом и системой уличного освещения. Площадка разделена по зонам и предназначена для жителей всех возрастов. Учтены и пожелания автовладельцев - созданы дополнительные парковочные места.
- А жилым домам уделяется внимание?
- Конечно. Силами «Флагмана» отремонтированы входные группы подъездов, покрашен цоколь жилых домов. В двух домах уже проведен капремонт электрооборудования, заменены лифты во всех подъездах. В других домах идет капремонт кровли, заменена система ГВС и отопления. В подъездах запланирован косметический ремонт, на первых этажах выкладывается напольная плитка с матовым покрытием, теперь уборщицам легче наводить чистоту.
- Этого уже достаточно или продолжите создавать комфорт?
- Мы намерены и дальше участвовать в федеральных и региональных программах, чтобы обеспечить комфортную среду жителям всех наших домов. УК "Северо-Восточная", "Вишневая" и «Флагман» придерживаются схожих стандартов управления. Сейчас в этих трёх компаниях завершено тестирование, и с нового года запускается автоматизированная система управления - это позволит жителям наших домов с помощью бесплатного приложения подавать показания, делать заявки, писать заявления с мобильного телефона, в личном кабинете. А виртуальная АТС будет фиксировать пропущенные звонки и делать автоматическую рассылку уведомлений об отключениях и других новостях.