Какие направления в бизнесе могут привлечь китайские инвестиции на оренбургскую землю? Как региону грамотно использовать своё географическое положение, чтобы наладить взаимодействие с Поднебесной? На каком языке лучше вести диалог? На эти и другие вопросы корреспондент «АиФ Оренбург» ищет ответы вместе с директором Научно-исследовательского института региональной экономики ОГУ, кандидатом экономических наук, доцентом Игорем Корабейниковым.
Обоюдная выгода
«АиФ Оренбург», Евгения Чернова: Игорь Николаевич, можно ли всерьёз рассматривать Китай как экономического партнёра для нашей области?
Игорь Корабейников: Китай как интересный партнёр для Оренбуржья именно с точки зрения приграничного региона стал выступать с момента развала СССР. Новый статус региона, который вышел к границе страны, позволил предложить Поднебесной новые проекты. Китай как страна не будет развивать отношения просто так, у него есть интерес, который сегодня проявляется с двух позиций. Во-первых, это развитие отношений с Российской Федерацией как страной, которая обладает определённым интеллектуальным потенциалом и ресурсной базой, а также рынком сбыта китайской продукции. Во-вторых, Россия интересна Китаю, как страна-транзитер, с возможностью выхода на европейские рынки. Выстраивание транспортно-логистического маршрута через Оренбургскую область было бы наиболее выгодно с экономической точки зрения.
Однако стоит отметить, что Китай использует не только эти возможности. Он налаживает и иные транспортные и инфраструктурные отношений, в том числе через среднеазиатские страны и государства Закавказья с выходом в Европу через страны Причерноморья. Поэтому роль Оренбургской области во всём этом взаимодействии была бы более значительна, если бы смогли повернуть этот поток к себе и обеспечить его устойчивость.
- Какие направления в бизнесе могли бы привлечь китайцев на территорию Оренбуржья?
- При той ситуации, которая складывается в Китае, он заинтересован в том, чтобы наиболее широко задействовать своих граждан в производственно-экономических отношениях на территории России. И здесь Оренбуржье тоже может выступить партнёром, но нужно соблюсти баланс между трудоустройством своих граждан и китайцев. Оренбуржье как территория с повышенной инвестиционной привлекательностью может привлечь китайских предпринимателей, у которых есть опыт по концентрации научно-технологических ресурсов и открытию производств на территории России. При позиционировании Оренбуржья как сердца Евразии, на мой взгляд, стоит сделать упор на концентрацию инвестиционных, интеллектуальных, производственных ресурсов в городских агломерациях, в том числе с этим связан и вопрос по созданию территории опережающего развития, кластеров, крупных промышленных узлов. Тогда бы мы могли предложить китайским партнёрам такую схему сотрудничества, которая была бы для них интересна.
Следующее направление, которое было бы интересно китайцам в Оренбуржье - это развитие туризма. Жители Китая присматриваются к нашим достопримечательностям - это и комплекс солёных озёр, и Кувандык, и Бузулукский бор, и в целом турпродукты, связанные с Оренбургским краем без привязки к определённым муниципальным образованиям. Но здесь стоит понимать, что китайские туристы в настоящее время уже достаточно пресыщены, они уже много где бывали, у них есть определённые запросы на сервис и качество обслуживания. И здесь для нас важно для начала классифицировать туристско-рекреационную систему региона, которую мы можем предложить, а во-вторых, с каждым годом повышать уровень обслуживания, предлагать новые туристские продукты и, опираясь на тот же Соль-Илецк, Кувандык и Бузулук, втягивать в этот процесс всё больше районов области.
Оправданный риск
- А есть ли что-то, что мы можем предложить китайскому рынку?
- Взаимодействие региона с Китаем в первую очередь будет зависеть от того, как будут складываться отношения между Российской Федерацией и Китайской народной республикой. С другой стороны, насколько Россия сможет сохранять социально-экономическую стабильность в странах Средней Азии. Но в любом случае Китай для нас интересен и с точки зрения потребителя продукции, которая производится в Оренбуржье. К примеру, мы можем сориентировать нашу агарную продукцию на то, чтобы поставлять в Китай? Там есть потребность в качественных экологичных продуктах. Также регион может экспортировать в Китай буровое оборудование, машиностроительную продукцию, текстильные и пуховые изделия и иную продукцию. С другой стороны, можно рассмотреть возможность привлечения китайских технологий, которые не достаточно развиты в России в целом и в Оренбуржье в частности. То же светодиодное производство, производство станков и товаров народного потребления и прочее. Сегодня производство, причём и российское, сконцентрировано на территории Поднебесной, поскольку там дешёвые трудовые ресурсы. Но у нас дешёвая электроэнергия, близость к рынкам сбыта, развитая инфраструктура и это можно использовать как плюс для того, чтобы переносить на территорию Оренбуржья энергоемкие производства, тем более, что на востоке области уже есть сформированные промышленные комплексы, инфраструктура, существует высоко квалифицированный кадровый потенциал. Всё это привело бы к развитию сопутствующих, обеспечивающих и инфраструктурных отраслей, а главное к образованию новых рабочих мест и росту объемов поступлений в бюджеты различных уровней.
- Почему же до сих пор всё это остаётся только в планах и перспективах?
- Производство широкого перечня товаров налажено и в Китае, и конкурировать с этим сложно, а перенос к нам энергоёмких производств затратен и связан с более длительными сроками окупаемости, а значит - и более рискован, и для того, чтобы его привлечь в Оренбург, различные варианты реализации бизнес-проектов должны быть серьезно проработаны и обоснованы. Кроме того, важно позиционировать регион как такую площадку, а этот процесс долговременный и требующий не только определенных усилий, но и выдержки в реализации. Правительством Оренбургской области такие базовые шаги уже сделаны, но нужно понимать, что несколько лет такие отношения не переходят в стадию готового завода.
Как китайская грамота
- Возможно ли, что оренбургские предприниматели могут столкнуться с трудностями работы с китайцами из-за разной культуры? Есть ли понятие ведения бизнеса по-русски и по-китайски?
- Есть общие правила ведения бизнеса, которые закреплены в рамках ВТО и в рамках двусторонних соглашений, но есть и специфика, которую нужно знать и изучать. Если мы хотим работать с Китаем, то мы должны понимать, что там развиты принципы конфуцианства, дао, важны взаимоотношения между старшими и младшими, особые отношения между руководителем и подчинённым. Думаю, что у российских граждан, и особенно у оренбуржцев, настолько развиты принципы толерантности и способности уживаться на одной территории с представителями самых разных культур, что этот вопрос вряд ли будет основной проблемой при налаживании связей. Мы определённые моменты чувствуем на уровне генетики. Ну а если человек заинтересован в развитии бизнеса с определённым партнёром, то он обязательно изучит и учтёт все особенности культуры и традиции работы.