Примерное время чтения: 10 минут
4780

Последнее пристанище. Об истории оренбургских кладбищ

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. АиФ в Оренбуржье 15/08/2017 Сюжет Записки краеведа
За Успенским женским монастырем и находилось в XIX веке кладбище.
За Успенским женским монастырем и находилось в XIX веке кладбище. / Карл Фишер / Из личного архива

Об истории оренбургских кладбищ рассказывает в своих очередных записках краевед Александр Исковский. В этом материале вы узнаете об истории лишь христианских захоронений, кладбища же других конфессий читайте в наших следующих материалах.

Первые захоронения

В Оренбурге нынешнем и прежнем, «историческом», кладбища условно называют «Новое» и «Старое». И если определение «Новое» сейчас общепринято, то о местах старых захоронений нужно рассказать отдельно, с пониманием особенностей национального состава города. Расположенные территориально в разных местах, кладбища указывались как «новое», «бывшее» или «старое» уже в конце XIX века.

План кладбищ в Оренбурге в 1860-1880 гг.
План кладбищ в Оренбурге в 1860-1880 гг. Фото: Из личного архива/ Александр Исковский

Без сомнения, с ростом города увеличивается и число захоронений его жителей. Естественный процесс, определенный природой. И одновременно обратный. Город поглощает территорию кладбищ, перешагивая через одни, затаптывая зданиями и улицами другие. Город городом, но Оренбург до 1866 года считался крепостью 2-ой категории, что, безусловно, привносило свой местный, военно-азиатский колорит.

Как и в прочих городах России в Оренбурге были кладбища христианское, лютеранское, еврейское. Учитывая крупную азиатскую диаспору, проживавшую в городе, существовало магометанское (мусульманское), и отдельное военное кладбище для казаков и военнослужащих. Каждое из них имеет свою историю и заслуживает внимания.

Самые первые захоронения солдат и офицеров крепости Оренбург, вероятнее всего, производились за крепостным валом, впоследствии это место стало городским христианским кладбищем, просуществовавшим до 1952 года. В крепости Оренбург, внутри церковных оград захоронения также производились. Известны, но не сохранились до нашего времени, кладбища возле Преображенского («Золотого») собора (не сохранился, располагался на набережной за гауптвахтой, ныне Музей истории Оренбурга – примечание автора), Петропавловской (на месте памятника А.С.Пушкину и В.И. Далю, ранее сквер им.Осипенко или «Лягушки» – примечание автора), Троицкой (угол улиц Кобозева и Ленинской, на месте здания «Облпотребсоюза»), Покровской (ул.Маврицкого,д.59) церквей.

О кладбище около Преображенского собора известно по запискам Руфа Игнатьева, опубликованным в «Оренбургских губернских ведомостях» в 1880 году, в которых сообщалось о могиле Ксенофонта Рычкова (1762-1772), сына историографа Петра Рычкова (1712-1777), надгорбный камень находился в заалтарной части. Другое упоминание о захоронениях около Преображенского собора относится к 1882 году, тогда с северной стороны образовался провал в земле, обнаживший склеп с останками «давно умершего иерея».

Возле Петропавловской церкви находилась могила оренбургского губернатора Петра Сухтелена (1788-1833), впоследствии его прах был перезахоронен родственниками.

Возле Троицкой церкви 14 сентября (по старому стилю) 1908 года были вскрыты неизвестные ни настоятелю, ни старожилам захоронения. Старое кладбище обнаружено во время прокладки водопровода к ресторану Смирнова на расстоянии 20 сажень (примерно 40 метров) от угла Троицкой церкви до Орской (ныне Ленинская) улицы. Рабочие выкопали 10 скелетов на глубине от 1,5 до 2 метров, два оказались женскими, на одном сохранились волосы, заплетенные в две косы, так делали замужние женщины, на другом была одна коса. Найденные останки, фрагменты сгнивших гробов, медный крест были собраны в ящик и перезахоронены на городском христианском кладбище.

Захоронения при городских церквях существовали более как традиция и разрешались примерно до середины XIX века, позже вступил в силу запрет на захоронения в городской черте по санитарным нормам, однако запрещение соблюдалось довольно условно. Имелись и другие требования: не устраивать новые кладбища ближе полуверсты от города, не открывать питейных заведений близи кладбищ. Содержание территории кладбищ возлагалось на городское управление за счёт местного бюджета.

План кладбищ 1904 г.
План архитектора Бенаева. 1904 г. Фото: Из личного архива/ Александр Исковский

В начале XX века в Оренбурге существовало четыре крупных кладбища: христианское с участками для лютеран, военных и старообрядцев, православное (с 1866 года при Успенском женском монастыре), магометанское (старое и новое) и еврейское (старое и новое).

Кладбище, которого нет

Достоверных сведений о христианском кладбище до1797 года нет, и на плане города оно  указано лишь с 1880-х годах, хотя, вполне вероятно, документы просто не сохранились или пока не выявлены в архивных фондах. С ростом городского населения территория кладбища увеличивалась на северо-восток вдоль Оренбургской казачьей станицы (Форштадт, по линии современной ул.Туркестанской) и, с момента образования Успенского монастыря в 1864 году (под монастырь было отведено 10 десятин земли – примечание автора), площадь мест захоронений с северной стороны «приросла» православным кладбищем от линии современной ул.Аксакова до пр.Победы, с северо-востока ограниченная нынешним Кардонным переулком.

Старое христианское кладбище находилось в северо-восточной стороне города на расстоянии не более километра, за Конно-Сенной площадью. Как таковой улицы, отделяющей его территорию от городской не было. На север и восток от захоронений  простирался пустырь, лишь на юго-восток, если брать за ориентир центр города, находились застройки Оренбургской станицы (Форштадт).

К кладбищу можно было пройти от Самарских ворот по Кладбищенской (ныне ул. Фадеева) улице и через торговую площадь подойти к воротам, или же, в более позднее время, через Зубаревскую (ныне Профсоюзная) улицу выйти к Успенскому монастырю, каменной оградой граничащему с кладбищем. При монастыре образовалось православное кладбище, в какой-то мере считавшееся более престижным, городское же, по сложившейся традиции, было разделено на участки для военных, лютеран и старообрядцев. Южная граница христианского кладбища находилась посередине улиц Петропавловской (ныне Краснознаменная) и Инженерной (ныне Володарского). В настоящее время южную границу бывшего городского кладбища можно обозначить по параллельной линии от дома №32 по пр.Маршала Г. К. Жукова вдоль улицы Туркестанской, а восточная оконечность доходит до современной улицы Ипподромной.

Сейчас на территории бывшего городского христианского кладбища находится концертный зал Оренбургской филармонии (бывшее здание Выставки народного хозяйства). Военный комиссариат Южного округа Оренбурга, расположенный рядом, стоит уже на земле бывшего Успенского монастыря, как и комплекс зданий «Оренбургэнерго».

Почтение к памяти усопших

Наиболее достоверные сведения современников о городском кладбище Оренбурга относятся к 1874 году, тогда по генеральному плану планировалось расширение застроек Новой слободки, центральной части города и прирезка земли к кладбищу с северо-востока от артиллерийской лаборатории. На следующий год сформированная кладбищенская комиссия осмотрела все участки захоронений и составила, по требованию её председателя И. И. Евфимовского-Мировицкого (общественный деятель, редактор «Оренбургского Листка», первой частной газеты в Оренбурге – примечание автора) план всех захоронений и памятников. Осмотр оказался неутешительным. Кладбище признано запущенным, отсутствовала сторожка, могильные ямы вырыты беспорядочно, проезда между могилами нет, замечены кражи крестов, мраморных надгробий и даже металлических букв с табличек. В дальнем, менее посещаемом углу кладбища, среди повалившихся ветхих крестов и осколков памятников в склепе обнаружен «воровской притон» и ночёвка «безобразных бездомных». На площади в 31 535 кв. саженей (сведения 1885 г.) самовольно хозяйничал нанятый Городской Управой немолодой могильщик Минеев, он, в обход «Правил содержания кладбищ», присвоил себе право рыть могилы и брать плату за работу от 2 до 10 рублей, нанимая при этом «вольных охотничков», т.е. случайных рабочих. В основном такая работа заключалась в разрытии старой могилы, выбрасывании костей и прежних, старых крестов, поскольку за большей частью могил ухаживать некому.

Деревянная церковь Воскресения Христа. Фото из газеты
Деревянная церковь Воскресения Христа. Фото из газеты "Оренбургский листок". 1901 г. Фото: Из личного архива/ Александр Исковский

В Городской Управе сочли состояние магометанского и еврейского кладбища более опрятным и лучшим. В докладе комиссии прозвучало и другое определение - «Естественного человеческого чувства почтения к памяти усопших здесь нет».

Через 10 лет, в 1885 году, кладбищенская комиссия собралась вновь, но уже в особом составе из архитектора, городского врача, полицмейстера, кладбищенского причта, лютеранского пастора и католического священника, для выработки нового проекта улучшения городского кладбища и передачи решения в Городскую Думу. Остались практически все прежние недостатки в организации как территории, так и устройства самого кладбища. Восточная часть кладбища за артиллерийской лабораторией пустовала, земли не хватало, старообрядческий участок подлежал расширению, как и раньше, на земле лежали обветшавшие кресты, между могилами не было дорог, а лишь тропинки. Множество оград оказались поваленными, испорченными, безымянные кресты сваливались в кучу на задах кладбища, а зеленые насаждения ломаются. Причём, как выразился один из членов комиссии, «эти явления стали заурядными, но по прежнему вызывают недовольство граждан».

«Вывод комиссии следующий: кладбище нужно упорядочить, чтобы оно могло служить не только нуждам городского населения, но и удовлетворению…  памяти усопших».

Продолжение истории оренбургских кладбищ читайте в следующих материалах.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах