Руководитель кружка «Военно-технического моделирования» городской «Станции юных техников» Владимир Райков, который около 40 лет занимается с детьми, рассказал корреспонденту «АиФ Оренбург», чем сегодня увлекаются школьники, и чем отличаются современные дети от его первых учеников.
Не усидчивы
Людмила Максимова, «АиФ Оренбург»»: Как заметить в ребёнке направленность к творчеству и изобретательству?
Владимир Райков: Это становится видно рано. Недавно к нам привели мальчика, который дома разобрал уже всё, что было можно, начиная с пылесоса. Родители попросили - «помогите». И мы нашей командой взялись за мальчика. Взрослые в данном случае поступили очень правильно, что не по рукам надавали, а увидев интерес сына, нашли образовательную организацию и привели его туда.
Мы набираем учеников в школах. Записывается немало ребят. По глазам таланты не разглядеть. Кое-что помогает определить первичная диагностика: с чем ребёнок пришёл на станцию юных техников. С теми, кто пришёл уже с багажом знаний, конечно, легче работать, но в то же время и сложнее: они всё время идут и идут дальше. Таким воспитанникам нужно уделять как можно больше внимания. Также заинтересованность детей можно увидеть по тому, как они относятся к делу. Сегодня многие дети не усидчивы. Поэтому, когда ребёнок самостоятельно продвигается от этапа к этапу работы, когда нет стремления к быстрому результату, работает дисциплинированно, не пропускает занятия, продолжает заниматься с моделью дома указывает на то, что из него в этом деле точно выйдет толк.
Талант из трудолюбия
- А можно ли развить эту способность в раннем возрасте?
- Конечно. Родители здесь играют главную роль. Бывает, у ребёнка нет таланта, но, если в нём зажечь интерес, через трудолюбие родятся мастерство и талант. Сначала нужно дарить «правильные» игрушки. Не только плюшевого мишку или совок для песочницы, а конструктор. Сколько их сегодня только нет! Из разных материалов, среди них те, которые не требуют дополнительных деталей - всевозможные виды. Собирая конструктор, ребёнок развивает воображение и учится создавать что-то новое.
Также родителям нужно вовремя подсунуть своему чаду интересную книжку. Важно, чтобы ребёнок чувствовал и увлечённость взрослых, понимал, что его занятие интересно и им. Дети, которые чувствуют поддержку родителей, как правило, движутся вперёд быстрее и успешней. Также ребят нужно стимулировать. Знаете, как усилил во мне жажду к конструированию мой отец? Я занимался на детской железной дороге, а увидев журнал «Моделист» сделал самостоятельно свою модель. Тогда папа мне сказал, что не увидишь журнал, если не закончишь год без троек. Я постарался - закончил только с двумя «удовлетворительными», получил свой журнал и отправился на кружок моделирования.
- Вы занимаетесь с детьми в кружках около 40 лет. Как меняются ученики?
- Могу рассказать даже о себе. Когда я мальчишкой приходил на занятие к своему времени, мастерская была полная. 20 мест – и все заняты. Ждёшь, когда кто-нибудь выскочит, чтобы занять рабочее место и приступить к любимому делу. Тогда группы были большими, но их было набрать легче, чем сегодня группу из восьми человек.
Ребята тогда очень интересовались. Тогда в магазинах нельзя было купить самоходные игрушки, поэтому дети создавали свои радиоуправляемые модели, чтобы наиграться с ними. Сегодня всё доступно, соответственно, и меньше интереса.
Не делать слепые копии
- Как повлияли информационные технологии на развитие конструкторских способностей школьников?
- У нас есть направление робототехники. Но ребята делают робот своими руками. А программирование уже как способ его оживления.
Ребята в интернете могут найти дополнительную информацию о той или иной модели. Но в целом у них изменилось сознание. Если раньше они во многом самостоятельно работали над проектами, теперь появились проблемы. К примеру, ученик сделал одну деталь и должен приступить к следующим по чертежу, но он сидит и о чём-то думает. Хотя всё понятно и видит он чертёж не в первый раз. Когда возникает сложность, ему трудно самому её решить. Потому что он привык, что у него всё готово в его телефоне, много думать не нужно. Отвлёкся от модели - и в игры играть.
Сегодня приходят пятиклассники, которые ножницы не умеют держать. А почему? Раньше в школах на уроках трудов мы и на станке работали, и лобзиком орудовали. Проходили столярное и слесарное дело. Сегодня новые учебные стандарты: к технике нельзя прикасаться до 18 лет. Дашь задание ученику забить гвоздь, он шесть раз ударит по пальцу, и один раз по гвоздю. Скажешь, ошкурь доску, он ответит, что у меня ножовка «не правильная».
Стараюсь надоумить детей совершенствовать их модели. Не делать слепые копии, но вносить какие-то изменения. Один мой ученик три года (обычный срок) делает прогулочную яхту. Сначала хотел бросить, но я не дал. Очень важна поддержка педагога. Когда он уехал на каникулы, я ему усовершенствовал корпус. Когда он увидел свою яхту, глаза загорелись, и он предложил, как ещё её можно улучшить. На кружках, подобных нашим, дети одновременно – подобно создателям изобретений – полностью конструируют предмет от «А» до «Я». Они осваивают чертёж, различные инструменты, учатся работать со всевозможными материалами, а потом совершенствуют своё творение. Все изобретатели начинали с этого.