Примерное время чтения: 7 минут
859

Из кружковцев в летчики. Где в Оренбурге дети становятся изобретателями?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. АиФ в Оренбуржье 22/11/2017
Трудно поверить, что эти самолеты и роботы сделали дети.
Трудно поверить, что эти самолеты и роботы сделали дети. / Людмила Максимова / АиФ

Здесь дети становятся физиками, инженерами, конструкторами и испытателями. Чем живет «Станция юных техников», узнал корреспондент «АиФ Оренбург».

Роботы на дуэли

 «Станция юных техников» открылась она в 1979 году. А сегодня выпускники приводят сюда своих детей и внуков. Занятия проходят на базе самой станции, а также еще в нескольких учреждениях. Здесь обучают моделированию, робототехнике, легоконструированию, основам программирования. В две смены занимается 1700 школьников. Бабушки и дедушки ребят обращаются с просьбой открыть кружок для взрослых по основам компьютерной грамотности. Так что возможно станция расширит свои возрастные границы. Два раза в год станция проводит городские соревнования по авиамоделированию и фестиваль «Hello, робот!».

Здесь каждый болеет общим делом. В приемной директор Марина Александровна Палагина с внуками пытается разобраться, куда «прикрутить» деталь робота-скорпиона, чтобы он снова правильно двигался.

«Тут всему научишься, - говорит директор. Сама Марина Александровна по образованию физик. Наконец, «скорпион» ожил».

На станции ступенчатое образование. Приходя сюда в шесть лет, сначала дети обучаются на кружке начально-технического моделирования (НТМ), а потом выбирают направление моделирования или робототехнику. Некоторые ребята проводят здесь все свое детство, а кто-то приходит уже в подростковом возрасте.

Ракеты - конек

Вокруг большого стола сгрудились мальчишки. Проходит конкурс кружка робототехники. Во главе преподаватели Антон Александрович Борисов (молодой человек, сам прошедший станцию, сейчас получающий образование в педуниверситете) и Ирина Анатольевна Скрыпник. Мальчики демонстрируют свои работы, а потом их создания выходят на дуэль. Мальчики заставляют их двигаться, управляя ими с телефона. Роботы «оживают» за счет установленных датчиков и двигателей.

В кабинете авиамоделирования с потолка свисают самые разные модели самолетов и планеры. Нас встречает Михаил Борисович Туранов, когда-то военнослужащий, учитель физики. Ребята вырисовывают на фанере детали будущей машины. Здесь очень много инструментов и аппаратов. Начиная с изучения машины, мальчишки делают чертеж, затем создают детали, собирают, снабжают двигателем и датчиками, а потом испытывают.

Влад Крюков второй год работает над яхтой, примеряясь к образцу творчества, что у него в руках.
Влад Крюков второй год работает над яхтой, примеряясь к образцу творчества, что у него в руках. Фото: АиФ/ Людмила Максимова

Занимается две группы по семь человек от 10 лет и старше. Делают кордовые, радиоуправляемые, ракетомодельные, свободнолетальные самолеты. Когда мы были в мастерской, вернее, конструкторской, Михаила Борисовича, в первый раз пришла студентка Алина Чиркова. Через 10 минут она уже чертила деталь самолета. Алина учится на третьем курсе аэрокосмического института ОГУ.

«Проходила мимо станции, увидела, как ребята запускают самолеты, - рассказывает Алина, - нас-то учат строить самолеты, только что-то мы их не строим. Поэтому я пришла учиться сюда».

Немало учеников Олега Колодина и Михаила Туранова нашли свою судьбу в авиации. Кстати, дети преподавателя Михаила Туранова закончили аэрокосмический институт ОГУ, внук Алексей учится здесь. Ранее старший сын Сергей (ученик Олега Анатольевича) стал чемпионом мира по авиамоделированию (в 1997 году), младший сын Андрей становился трехкратным чемпионом России, а внук - неоднократным чемпионом области.

В другом кабинете занимается кружок технического моделирования. Владимир Анатольевич Колесник вместе с детьми создает судомодели, авиамодели, но главный его конек - ракеты. Гордость - «Ангара». Ракета из потолочной плитки, как и старые экспонаты, должна уноситься ввысь на порохе. Ракеты, кстати, не терпят крушение, как и самолеты, но в отличие от последних садятся за счет парашюта. Майор Владимир Колесник 30 лет служил в армии. Семь лет назад вышел на пенсию.

«Я с детства увлекался авиамоделированием. Любил рассматривать чертежи самолет и ракет. Так попал сюда, - говорит Владимир Анатольевич. - Раньше второклассники, дай им лобзик, могли выпилить зайчика или птичку, ложку, а сегодня они и названия такого не знают, забить гвоздь не смогут. Мы ведь прежде чем создать самолет или ракеты, должны научить пользоваться инструментами. Городские мальчишки не привыкли работать руками. Обидно. Мальчишки должны разбираться во всем».

Родители остаются довольными такими занятиями с их детьми.

На первом этаже нас поджидает паренек Артем* 19 лет, он особенный. Удивительно, как парнишка, у которого вызывают трудности какие-то обыкновенные действия, нашел себя в моделировании макетов летательных аппаратов. На его вертолетной освещаемой площадке будто бы только что приземлились, кажется, самые настоящие, только маленькие, самолеты и вертолеты. Кажется, о каждом из них паренек знает все и готов говорить бесконечно. Артем на «Станции» не один особенный ребенок.

С вертолетной площадкой соседствуют военизированные и гражданские крупные автомобили и морские суда. Преподаватель моделирования Владимир Борисович Райков всю жизнь увлекается этим занятием. Пока работал водителем, узнал машину от и до. В свободное время приходил на станцию помогать на кружках. Но после серьезной аварии старую работу пришлось оставить, и он пришел на «Станцию» насовсем. Райков ведет занятия у шести групп. Владимир Борисович показывает полугусеничный автомобиль, который сделала его дочь Мария. У машины можно снять запаску, открыть дверцу в салон, нажать на рычаг, и тогда откроется бампер… А 13-летний Влад Крюков сейчас трудится над моделью яхты. Возможно, в новом году он закончит свою работу.

Мечты для всех

«У нас работают энтузиасты. По-другому нельзя назвать наших педагогов, особенно тех, кто проработал в дополнительном образовании 30 лет, - говорит завуч Светлана Алексеевна Кочеткова. - Дети тянутся за педагогами, которые с душой относятся к своей работе. Особенно мальчишки смотрят на мужчин, ведь немало семей, где сыновья растут без отцов».

Подобные «Станции юных техников», остаются единственными островками, куда может приплыть каждый ребенок независимо от того, сколько получают его папа и мама.
Подобные «Станции юных техников», остаются единственными островками, куда может приплыть каждый ребенок независимо от того, сколько получают его папа и мама. Фото: АиФ/ Людмила Максимова

Многие кружки держатся на энтузиазме педагогов, говорят сами преподаватели. Только в последние несколько лет зарплата в дополнительном образовании несколько повысилась. А сколько лет эти люди работали здесь за копейки? В пору, когда социальная сфера в нашей стране потихоньку начинает коммерциализироваться, на детях начинают зарабатывать деньги, организации, подобные «Станции юных техников», остаются единственными островками, куда может приплыть каждый ребенок независимо от того, сколько получают его папа и мама. С ними совершенно бесплатно работают душой болеющие за дело педагоги, а дети перенимают от них все самое лучшее и получают возможность, повзрослев, стать профессионалами.

* Имя изменено.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах