Обман по схеме
Все чаще в новостях говорят о том, как люди лишаются денег после звонка липового сотрудника банка или SMS о якобы случайно зачисленной на счет сумме. Пользователи соцсетей все чаще жалуются в на «липовые» звонки из банка. Мошенники продумывают все до мелочей: разговор начинается с вежливого «Как я могу к вам обращаться?», а на фоне слышны звонки и голоса других операторов колл-центра, так что не поверить собеседнику просто невозможно.
Звонящий сообщает, что с банковской карты пользователя в данный момент кто-то пытается снять деньги, и просит уточнить остаток на счете и реквизиты карты (ФИО владельца, номер, срок действия, код с оборотной стороны карты) якобы для остановки незаконной транзакции. Если человек, испугавшись, диктует мошеннику всю информацию о банковской карте – никто и ничто не помешает преступнику теперь как минимум расплачиваться в интернет-магазинах за покупки, используя чужие данные. Если же потенциальную жертву просят сообщить еще и код, пришедший в SMS-сообщении – значит, аферисты решили играть по-крупному и получить доступ к мобильному банку, что позволит подчистую вывести деньги с чужого счета.
Еще одна популярная схема – SMS от имени банка или другой финансовой организации (были случаи, когда мошенники подписывались даже Центробанком). В нем может содержаться информация о пополнении счета, которое человек не производил, блокировке карты или заморозке средств на счете. Для получения денег или решения проблемы рекомендуется либо пройти по ссылке в тексте сообщения (таким образом вы получаете на телефон вирус, похищающий пароли), либо позвонить по телефону «горячей линии», указанному здесь же. Набирая номер, человек теряет все деньги с баланса мобильного телефона, либо попадает на «сотрудника банка», который выманивает у него данные карты, как и в первой схеме.
Третий, едва ли не самый распространенный вид мошенничества, связан с сайтами бесплатных объявлений. Если пользователь разместил там свой номер, ему могут прислать SMS с предложением обменяться товарами и ссылкой якобы на объявление (на самом деле – на вирусную программу). Самый свежий и изощренный способ «развода» - включение в схему ни в чем не повинных третьих лиц. Сначала человеку звонят и соглашаются купить товар, затем на карту поступает сумма, значительно превышающая его стоимость. Параллельно аферист договаривается с другим человеком о продаже несуществующего товара. Именно этот покупатель и переводит деньги на карту. После этого мошенник звонит и просит вернуть излишек суммы. Никакого товара человек, который перевел деньги, естественно, не получает, а в случае обращения в поилицию – укажет реквизиты пострадавшего человека, и доказать, что он не имел отношения к обману, будет достаточно сложно.
Главное - бдительность
В любой непонятной ситуации главное – бдительность. Мошенники постоянно изобретают новые схемы, но они будут не страшны, если быть начеку. Как рассказывают эксперты МТС, мобильный телефон не станет орудием в руках злоумышленников, если соблюдать несложные правила:
- не поддаваться панике и всегда анализировать то, что пишут или говорят незнакомцы, кем бы они не представлялись. Мошенники всегда стараются спровоцировать вас на быстрые необдуманные действия (например, пугают, что карта вот-вот будет заблокирована), пытаются узнать данные карты или ваши персональные данные, которые вообще никогда нельзя озвучивать по телефону, и просят отправить какой-либо код по SMS или перейти по ссылке;
- всегда стоит обращать внимание на номер, с которого пришло сообщение, а не на подпись, стоящую в тексте. Подписаться любой человек может кем угодно, а вот солидные организации всегда присылают SMS либо с «официальных» коротких номеров, либо с номеров с буквенной подписью;
- если все же пришлось столкнуться с мошенниками, необходимо обязательно сообщить о них на горячую линию своего оператора. У МТС, например, есть сайт https://www.safety.mts.ru/, где можно получить всю необходимую информацию о противодействии мошенникам, чтобы обезопасить себя и близких.