Кража денег с банковских карт - далеко не новое занятие для мошенников. Однако с каждым годом простому обывателю становится все сложнее вовремя распознать их действия. Банки используют все более надежные инструменты безопасности, однако преступники тоже становятся все более изобретательными. Поэтому обеспечивать безопасность своим «кровным» необходимо в том числе и самостоятельно. Для этого нужная элементарная внимательность и фокусировка на особые признаки, отличающие действия аферистов. В чем они заключаются, разбирался корреспондент «АиФ Оренбург».
«Фальшивые» представители
На днях в российских новостных лентах появилась информация об очередной мошеннической схеме. Неизвестный человек звонит владельцу банковской карты и сообщает о попытке списания с карты некой суммы денег. Под видом проверки аферист выманивает все необходимые данные: кодовое слово, пароль из SMS-сообщения и благополучно списывает всю сумму себе на счет. При этом владельцев карт ничего не настораживает, ведь звонят мошенники с официальных банковских номеров.
Именно официальный номер банка или схожий номер заставляет человека поверить звонящему «сотруднику» банка. Кроме того, аферисты представляются сотрудниками банковских служб или даже единой организации по предотвращению банковских преступлений. Для того, чтобы запутать владельца банковской карты, преступники громко и четко проговаривают регалии, имена и должности сотрудников, задают отвлеченные вопросы.
Кроме непосредственно звонков мошенники «любят» отправлять SMS-сообщения, а также – присылать уведомления в мессенджеры, в которых также указывается информация о проведенной операции, которую пользователь не совершал. В этих сообщениях указан номер, по которому нужно позвонить. Если пользователь перезванивает на этот номер, аферисты так же – обманным путем – получают всю необходимую информацию для списания денег.
Кто звонил?
Что должно насторожить при поступлении звонка или сообщения из банка? Чаще всего мошенники звонят в неудобный момент, в основном, вечернее время. Весь разговор проходит в быстром темпе (чтобы пользователь не успел опомниться и засомневаться). Преступники акцентируют внимание на слове «безопасность», употребляя его очень часто. Фразы «мы действуем в целях вашей безопасности» и подобные должны сразу насторожить владельца карты. Как и то, что его просят сверить все персональные данные и назвать кодовое слово или пароль из SMS-сообщения.
Необходимо помнить, что сотрудники банка не будут звонить клиентам из-за подозрительной операции: банк ее просто заблокирует, а уже потом владелец счета перезвонит в банк самостоятельно. Единственное исключение – это операции по суммам более 600 тысяч рублей, в этом случае банк обязан убедиться в чистоте совершаемой операции. Никакой единой службы по предотвращению банковских преступлений попросту не существует, поэтому и не существующих ее представителей нужно сразу отправить в черный список и никогда не передавать им никакие данные.
Что необходимо предпринять, если звонок кажется подозрительным? В первую очередь, прислушаться к себе. Любое сомнение – это вполне весомая причина для того, чтобы положить трубку и перезвонить в банк самостоятельно. Тем более, если в разговоре со звонящим есть признаки некорректного общения. Необходимо использовать любую возможность, чтобы перепроверить поступивший звонок или сообщение. А также никогда и никому не сообщать пароли из SMS-сообщений. Эта информация предназначена только для владельца карты. Даже настоящему сотруднику банка знать ее строжайше запрещено.
Компетентно
«Мы внимательно изучаем подобные случаи мошеннических действий в отношении наших клиентов и постоянно совершенствуем нашу систему антифрода. Сотрудники Сбербанка никогда не звонят клиентам с подобными вопросами. В случае совершения мошеннических операций система антифрода срабатывает автоматически, после чего клиент, в отношение которого совершено мошенничество, сам обращается в банк по телефонам, указанным на карте или сайте Банка. Вопросы подделки номеров телефонов следует адресовать операторам связи, однако достоверно известно, что подделку номеров вида 900 и 8-800 операторы связи технически блокируют. В любом случае, мы рекомендуем всем нашим клиентам проявлять бдительность и никому не сообщать полные данные своих банковских карт, CVV2-коды, СМС-коды и одноразовые пароли. Если звонящий представляется сотрудником банка и просит клиента сообщить ему эту информацию или кодовое слово – лучше повесить трубку и перезвонить в банк по телефонам, указанным на банковской карте или на сайте Сбербанка. Подробнее о безопасности можно узнать на сайте Сбербанка в разделе «Ваша безопасность»: https://www.sberbank.ru/ru/person/dist_services/warning.», - рассказали в пресс-службе Оренбургского отделения ПАО Сбербанк.