Межрегиональная выставка- ярмарка «Меновой двор» оренбуржцам знакома хорошо. Она широко анонсируется, массово освещается, длится три дня и занимает большую площадь – как внутри спортивно-культурного комплекса «Оренбуржье», так и на прилегающей территории. Чего ожидают участники ярмарки, кто приходит за товаром, а кто – посмотреть и попробовать представленную продукцию – выяснял корреспондент «АиФ в Оренбурге».
Всего много, нового мало
В этот раз на ярмарку привезли свой товар предприятия семи муниципальных образований области. Это довольно крупные в масштабах области предприятия, известные бренды, с большой историей. Практически у всех есть либо свои фирменные магазины в областном центре, либо ларьки - тонары, либо продукция представлена в сетевых магазинах. И это прекрасно: значит, есть возможность реализовывать произведенное в больших масштабах, есть смысл наращивать производство, расширять ассортимент.
Были на ярмарке представители ближнего зарубежья. И их продукция хорошо известна оренбуржцам: она так же представлена в фирменных магазинах. Словом, на большой площадке внутри СКК «Оренбуржье» посетителей сюрпризы не ожидали. Из года в год, с небольшими вариациями, примерно одинаковое количество участников. Участие в ярмарке – платное. Как сообщает документ на сайте одного из организаторов выставки – регистрационный сбор – 2500, один квадратный метр оборудованной площади стоит 4000 рублей, необорудованной – на одну тысячу меньше. Стоимость участия в конкурсе «Наша марка» - одна тысяча рублей. Есть в условиях небольшое уточнение: минимальная выставочная площадь – 4 кв.м. То есть как минимум, нужно заплатить от 14500 до 18500 рублей. Но есть и приятные моменты. Если предприятие платит за место внутри комплекса, то снаружи место предоставляется бесплатно. Как и индивидуальным предпринимателям Оренбургской области: медовики, продавцы мяса, рыбы, овощей, консервов и молочной продукции за места на улице не платили.
Один из участников ярмарки, разместившийся внутри спорткомплекса, сказал, что всего заплатил 27 тысяч рублей. На вопрос – много это или нет, ответил, что по нашей области это средняя цена. Отметил, что участие в выставке скорее имеет «политическое» значение. «Мы показываем, что хорошо работаем и представлены не только в своем регионе, что области есть, кем гордиться и кого показывать на подобных мероприятиях, - говорит предприниматель. - Рассчитывать на очень хорошие продажи на ярмарке не приходится. Покупатель надеется увидеть здесь цену ниже, чем в магазине, а они одинаковые, потому что между нами, производителями, и магазином нет лишнего звена. Но, повторюсь, покупатель идет на ярмарку за товаром дешевле привычного».
Главный вопрос
Главный вопрос на ярмарке – «сколько стоит?». Ее посетители – народ в большинстве своем пожилой, а оттого бывалый. Знает, где – что – почем, сравнительный анализ стоѝт на первом месте. На ярмарке, в основном, рассчитывают купить по более низкой цене привычные продукты. «Единственное, что реально дешевле – это мясо, - говорит Наталья Сергеевна. – Я сторговалась на сто с лишним рублей дешевле начальной цены, на зеленом базаре это практически невозможно. А тут ребята продают выращенное ими мясо. Говядина – как на картинке, сразу видно – домашняя. И торгуются с удовольствием».
Татьяна Гавриловна живет неподалеку. Говорит, что цены на ярмарке от цен в магазинах разнятся не очень сильно. «Мы всё по старинке думаем, что здесь в два раза дешевле будет, но такого давно нет. Нигде, - уточняет покупательница. – Мне нравится, что все в одном месте на ярмарке: рыбы купила, немного сыра, немного овощей. Мед много лет покупаю здесь у одного пасечника. Мед отличный, скидку делает, как постоянному клиенту, и нести недалеко – дом рядом. Здесь всё свежее, можно рассмотреть поближе, многие продавцы с удовольствием предлагают дегустировать свою продукцию. Такого в магазине не бывает».
Кто за товаром, а кто и поесть
Большинство участников ярмарки предлагали свою продукцию дегустировать. Молочные продукты в одноразовых стаканчиках, нарезанные колбасы и сыры. Некоторые пошли еще дальше – прямо на выставке варили и раздавали пельмени, мазали паштеты на хлеб и даже наливали алкоголь. Посетители ярмарки сначала неуверенно – неужели даром? – стояли в сторонке, но потом потянулись к прилавку. В рамках приличия пробовали, отходили, покупать не торопились. «Всё-таки ярмарка – это больше показать себя, запомниться покупателю, чем реальная торговля. А чтобы запомниться – надо дать попробовать продукцию, расположить к себе, быть внимательными. Мы сейчас уже около сотни визиток раздали с адресами наших точек, - говорит один из участников. – «Сарафанное» радио хоть и не приносит мгновенной выгоды, но зато бесплатное».
Желающих попробовать предложенную продукцию было много, купить – немного меньше. Но надо отдать должное участникам – дегустационные тарелочки наполнялись, едва успев опустеть. Ближе к обеду на выставку налетели стайки подростков, у которых в школах закончились занятия. Они пронеслись по прилавкам, сметая всё на своем пути. Было ясно, что покупать из них никто ничего не собирается. Но продавцы лишь улыбались, подрезали колбаску, подкладывали сыр, намазывали бутерброды. Всё-таки ярмарка!
Как поддержать производителя
«Ярмарка – это возможность встретиться и переговорить с официальными лицами, что для нас, сельчан, очень важно, - сказал один из фермеров. – Реальный разговор здесь даже в течении нескольких минут иногда помогает решить вопросы, на которые порой тратятся месяцы».
«Чтобы поддержать начинающих производителей, мы даем несвязанную сельхозподдержку товаропроизводителям, - разъясняет Сергей Балыкин, первый вице-губернатор, первый заместитель председателя правительства Оренбургской области. - Если раньше это, в основном, были крупные предприятия, то сейчас это и небольшие производства, и фермеры. Если, условно, фермер занимается производством только зерна – получает одну сумму. Если плюсом животноводство – другую, бо́льшую. А если еще сеет озимые в зоне рискованного земледелия – действует повышающий коэффициент. Есть дотации на молоко, которые выплачиваются при условии сохранения поголовья. Область заинтересована в собственном производстве и переработке. Покупатель голосует рублем, и нам важно, чтобы этот рубль не уходил из региона».
Ярмарка «Меновой двор» идет три дня – до 14 сентября. Кроме торговли, проходят круглые столы, семинары, обсуждения самых разных тем, награждения и мастер-классы. Можно покупать, пробовать, торговаться и просто смотреть. На то она и ярмарка.