Илья Муромец – былинный герой, существовавший в реальности. Загадочная историческая личность, тайна, над разгадкой которой бьются ученые всевозможных направлений и персонаж древнерусского эпоса, известный каждом жителю России. Так кем же был человек, память которого чтит народ в первый день наступившего нового года? Корреспондент "АиФ Оренбург" постарался найти ответ на этот и другие вопросы.
Откуда, парень, родом?
Первое упоминание имени Ильи Муромца сына Ивановича - богатыря, в лице которого слились все представления русского народа о герое-освободителе, обнаруживается в письменных источниках в XVI веке у оршанского старосты и смоленского воеводы Кмиты Чернобыльского. За двадцать лет до Эриха Лясоты, также упоминавшего некоего Илью Моровлина в рукописях, в своем письме к Троцкому каштеляну Остафию Воловичу, Кмита пишет о былинном богатыре Илье Муравленине. В некоторых былинах XVII века воин упомянут, как Илья Мурович или Илья Муровец. Считается, что прототипом былинного героя, освободившего Киев от татарского Калин-царя, был преподобный Илия Печерский, живший во времена Владимира Мономаха. Исторического силача Чобитько, по прозвищу «Чоботок», постриженного в монахи в Киево-Печерской лавре под именем Ильи, канонизировали в 1643 году.
Стоит отметить, что имя славного сына земли русской упоминается и в европейских легендах. Имя могучего витязя Ильи Русского, принадлежащего к княжескому роду, можно найти в германских эпических поэмах XIII века, основанных на более ранних сказаниях. Не исключено, что основанием этих рассказов послужили воспоминания людей, посетивших Константинополь в то время, когда свой визит в византийскую столицу нанес посол Ростово-Суздальского княжества Илья, обладавший поистине феноменальной силой.
«Что в имени тебе моем?»
Много вопросов вызывает и «фамилия» богатыря – Муромский. Все версии, выдвинутые о ее происхождении кажутся вполне обоснованными и имеющими право на существование. А версий таких несколько. Село Карачарово под Муромом считается родиной Ильи. Сомнения по этому поводу развеивает зачин былинных сказаний, где богатырь выезжает «Из того ли города из Мурома, из того села из Карачарова». Кстати, старинное село Карачарово до сих пор существует и находится неподалеку от древнерусского города Мурома. Другая же версия о происхождении Ильи Муромского из поселка Муровска в Черниговской области, однако, имеет один изъян. Исходя из топографического названия, прозвище богатыря должно было бы звучать как «Муровский» или же «Муровец», но подобного ему не зафиксировано ни в одном источнике. Славу родины былинного героя себе приписывают (и, вполне законно) города Моровийск и Карачев, где также бытуют предания о славном воине. Однако географически эти города расположены в сотнях километров друг от друга, что не позволяет говорить о «Моровийском городе Карачеве». Вместе с тем, города Муром, Чернигов, Карачев, Моровийск и Киев лежат на одной линии и являются той самой дорогой, по которой Илья ехал из родного города в Киев.
Существует также версия (ее озвучили в телепроекте «Искатели»), что Илья Муромец происходил из племени мурома, давшего ему эту «фамилию».
Не стоит браковать и другие версии: вероятность того, что «Муромец» - это прозвище, образованное от слова «мур» - стена, также велика. «Стеной» вполне можно назвать человека недюжинной силы, которому нет равных. Кроме того, свое прозвище богатырь мог получить за род занятий - мурами на Руси называли каменщиков, по сути, людей, которые обязаны были быть физически развитыми. Но вспомним и общеизвестный факт о русском богатыре. В былинах говорится, что Илья не владел своими руками и ногами и просидел до 33 лет на печи-муромке, пока его не исцелили волхвы.
Илья Муромец в былинах…
Илия-змееборец, как еще называют богатыря, является одним из главных героев древнерусского былинного эпоса и фигурирует в киевском цикле былин. В них он одолевает Жидовина, Соловья-Разбойника и Идолище Поганое, а также вполне несказочных злодеев – татар.
Филолог Сергей Азбелев насчитал 15 былин из 53, где богатырь является главным героем. Добавьте к этому по несколько десятков отдельных вариантов, записанных от разных сказителей. Благодаря такому обилию интерпретаций исследователям удалось воссоздать биографию Ильи Муромца, как персонажа сказаний.
Все приключения героя начинаются после того, как в его дом приходят волхвы (или калики перехожие) (былина «Исцеление Ильи Муромца»). Придя в дом к 33-летнему Илье, калики просят его принести им воды и получают ответ: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Старцы вновь просят мужчину встать и принести им воды, после чего тот все-таки ее приносит. Волхвы велят ему испить этой воды, и, благодаря ей Илья полностью исцеляется. Второй глоток наделяет мужчину непомерной силой и, дабы слегла уменьшить ее, волхвы дают Илье выпить воды в третий раз.
Не только исцелившись, но и обретя нечеловеческую силу, Илья Муромец прощается с родителями и отправляется на службу к князю Владимиру, как было велено волхвами.
…и в истории
В том, что Илья Муромец – реальная историческая личность наши предки XVI - начала XIX вв. даже не сомневались. Он был воином, служившим князю Владимиру. В настоящее время для многих людей тот факт, что герой древнерусского эпоса почитается святым Русской Православной Церковью, бывает настоящим откровением. Однако мощи богатыря, покоящиеся в Киево-Печерской лавре, служат неопровержимым доказательством того, что Илья Муромец существовал на самом деле.
Тайна смерти богатыря
В 1574 году посланник римского императора Рудольф II Эрих Лассота (мы упоминали его ранее), посетивший в 1594 году Киев, составил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся в богатырском приделе главного храма Киевской Руси – великокняжеской усыпальнице - Софийском соборе. В более позднее время гробница Ильи Муромца была разрушена. Причиной тому вполне могло послужить неугодное родовитому боярству «мужицкое» происхождение богатыря. Несмотря на то, что богатырь был простолюдином, ему была оказана великая честь, быть погребенным рядом с князьями, чего боярам и во век «не светило». Иначе как еще объяснить то, что гробница Ильи пострадала, а усыпальница сына древлянского князя Мала, Добрыни Никитича, покоившегося в одной с ним часовне – уцелела?
К счастью, останки легендарного защитника русской земли были спасены монахами Киево-Печерской лавры, где они находятся и поныне. Мощи святого покоятся в Ближних пещерах, в гробнице, под скромной надписью «Илья из Мурома». В 1638 году инок знаменитой лавры Афанасий Кальнофойский описал мощи и определил, что Илья Муромец жил 450 лет назад, то есть в 1188 году В этом же году монах пишет книгу «Таратургима», в которой повествуется о святых лавры.
В 1643 году Илья Муромец был причислен к лику святых, а его память совершается 1 января по новому стилю. Подтверждение того, что после смерти останки святого богатыря стали нетленными мощами, можно найти в тех же былинах. В былине «Илья Муромец и Калин царь» в исполнении сказителя Щеголенкова сказано, что «от этих татар да от поганых, окаменел его конь да богатырской, и сделались мощи да святыя да со стара казака Ильи Муромца».
В 1988 году Межведомственной комиссией Минздрава УССР была проведена экспертиза мощей святого. Согласно заключению, преподобный был человеком исключительной силы и имел рост 177 сантиметров, что считалось довольно большим ростом для того времени. Также специалисты выявили, что богатырь страдал заболеваниями позвоночника (что могло объяснить его немощь, продлившуюся до 33-летнего возраста). На теле же Ильи были обнаружены следы от многочисленных ранений, в том числе, и от рокового удара в грудь, от которого мужчина скончался в возрасте около 40-55 лет. Предположительно, свою кончину Илья обрел в 1203 году при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем. Тогда же половцами, союзными Рюрика, была разгромлена и Печерская лавра. С учетом таких исторических данных, Илья Муромец должен был родиться между 1150 и 1165 годами.
Одну из ран, от которых скончался Илья Муромец – след от копья на руке (по версии антропологов и криминалистов, мужчина прикрыл рукой грудь во время атаки, но острие все равно дошло до сердца) еще в 1701 году описал странствующий священник Иван Лукьянов. После посещения лавры он писал: «… видел храброго воина Илью Муромца в нетлении под покрывалом златым, рука у него левая пробита копием».
Согласно пророчеству волхвов, смерть в бою богатырю была не писана. Именно поэтому о кончине героя в сказках и сказаниях повествуется по-разному: то Илья каменеет, то ложится живым в гроб и остается там на веки вечные, то вместе с Добрынею куда-то уплывает на Соколе Корабле… Но пророчество каликов, как показала экспертиза мощей, так и не свершилось.