Межрегиональный фестиваль «Оренбург – форпост России» вот уже 22 года объединяет казаков из Оренбуржья и других регионов страны.
В этом году на празднике выступали коллективы из Ставрополья, Краснодарского края, Челябинской области и муниципальных образований Оренбуржья.
История неисчерпаема
На исконно казачьей земле – в Илекском районе – на большой поляне – развернулось огромное действо. Две сцены, ярмарка мастеров, фотозоны, казачья улица, на которой – десятки участников представили то, что создавалось веками и чем гордятся казаки. Это и история земли и поселений, и биографии предков, и записи исторических событий, и уникальные песни, и даже рецепты какурок, кваса из сосновой хвои и блинов из пшеничной каши.

Наталья Бокова – историк по образованию, работает в Илекском народном краеведческом музее четвёртый год.
На вопрос «почему народный?» отвечает: потому что все экспонаты не куплены, не приобретены где-то, а подарены людьми. Музей был основан в 1961 году, и все его экспонаты подлинные. Вот люлька, и когда-то в ней качали ребёнка, и скорее всего, в ней вырос не один казачонок. Вот рушник – его вышивали почти сто лет назад для свадьбы.
- Я сама неплохо знаю историю, но столько нового узнала, когда начала работать в музее, - говорит Наталья Александровна. - Илек называли и станицей, и селом, но, когда его образовывали в 1737 году, у него был статус города. Таких населенных пунктов в России тысячи были и есть. Чем, казалось бы, Илек от них отличается? А у нас был Емельян Пугачёв. Три дня, но был. У нас работал действительный член и профессор натуральной истории Петербургской Императорской Академии наук и художеств Пётр Симон Паллас, будучи в уникальной экспедиции по распоряжению Екатерины II. Бывал Пушкин, когда собирал материал для «Капитанской дочки». Приезжал писатель Владимир Короленко. Илекский район дал стране семь Героев Советского Союза. В истории нашего небольшого села словно в капле воды – океан - отражается вся история нашей огромной страны.

Среди уникальных экспонатов Наталья Бокова называет Библию и псалтырь конца 19 – начала 20 века, нотную книгу примерно 1873 года!

Но об одном экспонате Наталья Александровна рассказывает с особым чувством.
- Уральские казаки принимали участие во многих военных походах. Вы, возможно, не слышали об Иканском сражении. Это боевое столкновение 4-й сотни 2-го Уральского казачьего полка есаула Серова и кокандской армии Алимкула, произошедшее в декабре 1864 года близ селения Икан во время Туркестанских походов Российской империи в Среднюю Азию. Казачья сотня противостояла десятитысячной кокандской армии несколько дней, пока на подмогу не пришёл другой отряд. Через 25 лет шестнадцать оставшихся в живых казаков по приказу императора Александра III получили знак «Участник Иканского боя». И один из таких знаков хранится в нашем музее. Его нашли на территории Илека совершенно случайно. Возможно, именно наш земляк был одним из тех казаков, кто выжил в том жесточайшем сражении.
Сохранять лучшее
Руководитель народного ансамбля казачьей песни «Селяночка» Инна Лимарева Колпакского центра досуга Гайского муниципального округа рассказала о том, что значит «казачья толока».

- В конце лета казачки собирались на толоку – то есть все вместе, – и помогали друг другу по очереди в каждом дворе заготавливать на зиму овощи, ягоду, квасить капусту и яблоки, солить огурцы, перебирать картошку. «Огород – это бабий доход», - так говорили в прежние времена. Выращенный урожай кормил семью весь год, давал возможность на средства, полученные за продажу излишек, покупать ткань, из которой шилась одежда, утварь в дом. А ещё излишками делились с теми, кто нуждался в помощи. Казачка – это особое отношение к семье, к мужчине, к своему роду. Казаки – бесстрашные, с внутренним стержнем и непростым характером.
Хуторские общества и сейчас держатся друг друга – гайчане и орчане ездят в Новотроицк, на праздник посажения на коня, когда 5-6 летних казачат после службы в храме впервые сажают в седло.

На вопрос, интересуется ли казачеством молодежь, отвечает, что в Орском хуторском обществе есть молодежный ансамбль, который ездит на различные песенные конкурсы, есть девочка, которая фланкирует шашками – и это очень впечатляет. Но с грустью добавляет:
- Мы просто стараемся сохранить то, что знаем и умеем сами. Сейчас в нашем ансамбле 12 человек, в репертуаре – фольклорные песни уральских и оренбургских казаков. До нас в нём пели наши мамы, а ещё раньше – наши бабушки. Как ни жаль, но скорее всего нас заменить будет уже некем.
Тот, кто придёт потом
Казачество — это не просто часть истории России в целом и Оренбуржья в частности. Это живая культура, которая продолжает сохранять свои традиции. Несмотря на все испытания, которые выпали на долю казаков, их дух и ценности остаются неизменными.

Виолетта Новикова и Софья Архипенко - девочки из творческого объединения «Старое казачество» села Кинделя Ташлинского района. Ценят его за то, что занятия здесь позволяют сочетать изучение истории с физической подготовкой. Три года участия в объединении помогли в достижении мечты – Виолетта поступила на отделение «Правоохранительная деятельность» в один из оренбургских колледжей и будет полицейским. Софья будет поступать туда же в следующем году.

В семье Коротеевых из Оренбургского района – шесть приёмных детей - Татьяна, Денис, Алёша, Полина, Кристина и Тамара. Мама – Наталья Григорьевна - директор сельского клуба, папа – Владислав Николаевич - тоже человек творческий.
- У каждого ребенка есть свои интересы: помогать животным, сажать цветы, петь, сценки разыгрывать, заниматься спортом, - рассказывает Наталья Григорьевна. – А все вместе - поём казачьи песни, растим патриотов нашей страны.

Будущее казачества, несомненно, одновременно в сохранении традиций и поиске новых путей развития. Казачество может быть мостом между прошлым и будущим. Его сила — в единстве, сплочённости и готовности к служению Родине. У казачества богатое прошлое и должно быть такое же будущее, чтобы говорить о нём с уважением и гордостью.