Что такое ГОСТ и для чего он нужен; о чём говорит маркировка «ГОСТ» на товарах; как проверить продукты питания на соответствие качеству; для чего вообще нужна Национальная система стандартизации и на какую поддержку могут рассчитывать товаропроизводители, поставляющие на прилавки качественные продукты, на эти и многие другие вопросы пытались ответить эксперты во время круглого стола, организованного еженедельником «АиФ Оренбург» «Что прячется за ГОСТом?». В работе круглого стола приняли участие специалисты самых разных предприятий и организаций, чья деятельность напрямую касается производства продуктов питания, их распространения и, конечно же, оценки качества продукции.
Обязательное и добровольное
С переходом к рынку огромное количество стандартов стали добровольными. Регулировать качество, как в эпоху государственной системы стандартизации СССР, требованиями «строжайшего соблюдения стандартов» в условиях рыночной экономики было сочтено архаизмом. Считалось, что рынок все рассудит и расставит по местам - качественное, не очень качественное и недоброкачественное. Но в действительности ситуация оказалась совсем иной. Именно об этом говорил на круглом столе директор ФБУ «Оренбургский ЦСМ» Сергей Бойко: «Прежде всего, давайте поймём, что существуют показатели безопасности и потребительские показатели продукции. В 2002 году был принят федеральный закон о техническом регулировании, в котором как раз это разграничение и устанавливалось. Показатели безопасности продукции должны соответствовать техническим регламентам, а вот потребительские показатели, якобы, могут быть совершенно разными, они указаны в добровольным стандартах. И что получилось в итоге?
Все те 25 тысяч ГОСТов, которые были разработаны в Советском Союзе, были объявлены добровольными, а добровольные значит не обязательные. А со вступлением России в ВТО, нам говорили ещё одно - вот приведете свои стандарты в соответствие с международными и будет вам счастье. Зачем-то с легкостью были отброшены все те наработки, которые разрабатывались десятилетиями. Если раньше несоблюдение ГОСТов при наличии его значка на продукции серьезно каралось, была технологическая дисциплина, то сейчас мы видим то, что на рынке с каждым годом всё больше и больше фальсификата, а этот знак ставят все, кому не лень. Почему же Росстандарт решил создать Национальную систему сертификации? Потому что решили разобраться как эти добровольные потребительские показатели качества на самом деле реализуются на деле. Правда ли, что если стоит значок, сейчас уже не ГОСТ и знак качества как раньше, а РСТ, то эта продукция соответствует всем техрегламентам и обязательным моментам не только безопасности, но и потребительского качества. НСС - добровольная процедура и для добросовестных производителей она дает право маркировать продукцию запатентованным знаком, вот основная цель введения этой системы».
Кому же всё-таки нужно введение НСС? На этот вопрос практически все присутствующие ответили однозначно: «Для защиты прав потребителей и для добросовестного производителя!».
В ущерб производителю?
Но были и несогласные с введением ещё одного сертификационного знака. Вот, что по этому поводу сказал директор ООО «Степь» (молокозавод «Белое озеро») Руслан Сагитов: «На мой взгляд, у нас есть Роспотребнадзор, который всё контролирует, в том числе и то, соответствует продукт ГОСТу или нет, зачем контролировать дополнительно? Каждый год какой-то новый стандарт появляется. Но если мы вводим какой-то новый стандарт, то мы не доверяем той системе, что сейчас есть, поэтому это всё лишь новый вариант для маркетинга».
Но сотрудники «ЦСМ» возразили, отметив, что ни Роспотребнадзор, ни Россельхознадзор не проверяют соответствие продукции ГОСТу, их интересуют лишь вопросы безопасности, но никак не соответствие технологическим и рецептурным регламентам.
Начальник отдела производственно-ветеринарного контроля ООО «Новотроицкий мясокомбинат» Иван Тетюшкин: «Основная задача, на мой взгляд, это довести до покупателя качественный продукт, чтобы покупатель, тратя деньги на качественную продукцию, сделанную по ГОСТу, понимал, что он эти деньги не напрасно тратит. Качество должно быть постоянным, а не от случая к случаю, для этого нужно чёткое соблюдение рецептуры, технологии изготовления. На наш взгляд, очень сильно мешают изготовлению высококачественной продукции сетевые магазины. Вот вам пример. Мы сейчас выпускаем 200 с лишним наименований, но из них по ГОСТу выпускаются лишь несколько видов продукции, и, например, гостовская ветчина будет стоить от 405 рублей за кг, а плюс ещё накрутки магазина и т.д., такую колбасу сети не возьмут, им это не нужно. Поэтому гостовские колбасы и другие изделия мы можем продавать лишь в фирменных магазинах. У нас есть все возможности выпускать качественные продукты по ГОСТу, но их не возьмут сети».
А вот для производителей другой продукции именно федеральные сети являются определяющими, вот, что отметила менеджер по работе с федеральными сетями ПАО «Уральский бройлер» Анна Жигарева: «Для нас нет большого труда получить знак ГОСТа, мы постоянно это подтверждаем. Для нашей продукции: тушка куриная охлажденная, замороженная субпродукты - все это гостовское. Мы как производили качественную продукцию, так и будем производить».
Кстати, начальник отдела незаразных болезней и и госветнадзора министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области Виталий Кукушкин обратил внимание на то, что у потребителя всегда существует выбор: «Каждый выбирает сам. Когда ты покупаешь колбасу по 150 рублей, ты же понимаешь, что там может быть. Да, она безопасная, но о качестве говорить не приходится».
Ольга Никонова, консультант отдела торговли, питания и услуг Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области говорила о преимущественном спросе на товары местного производителя: «Например, товары со знаком «Оренбургское качество» - это товары, произведенные по тем стандартам, которые есть сейчас. Конечно, эти стандарты более лояльные Этот знак подтверждает, что производитель заявил – то он и изготовил».
Анна Антипова, начальник отдела по подтверждению соответствия продукции, услуг и СМК ФБУ «Оренбургский ЦСМ»: «На съезде РСПП, предприниматели ведь напрямую обратились к президенту с просьбой навести порядок на рынке, ведь контрафакт и фальсификат просто угрожают национальной безопасности России. Необходимо навести порядок и найти механизмы, которые смогут защитить и потребителей и добросовестных производителей. Проблемы огромны, например, почти каждый четвертый пожар сегодня происходят от того, что кабель не соответствует стандартам. Если Роспотребнадзор отчитывается и говорит о том, что процент нарушений снижается и сейчас составляет около 2,5%, то это говорит о безопасности, но никак не о качестве продукции. Но любой потребитель не защищен полностью, он покупает продукты, видит, что она изготовлена по ГОСТу и думает, что получит качественный товар, в действительности, это ничего не означает».
Неправильная тушёнка
Свои слова специалисты подтвердили простым экспериментом. Участникам круглого стола были представлены девять образцов тушеной говядины разных производителей, на каждой банке было написано, что изготовлен продукт по ГОСТу. Из всех образцов лишь два по органолептическим свойствам, то есть виду и запаху были похожи на мясо говядины. Остальные семь - не прошли даже контроль по внешнему виду, цельным мясом там и не пахло, это были желеобразные куски странной консистенции. По вкусу экспертное сообщество с очень большой натяжкой признало хотя бы приближенно похожей на гостовскую тушенку всё те же два образца, причём один из них был ещё и сильно пересолён. Но по лабораторным испытаниям и эти два продукта также могут не пройти экспертизу.
Именно этот мини-эксперимент ещё раз подтвердил необходимость введения жёсткой регламентации выпуска продуктов питания, причём важно не то, чтобы покупатели не отравились, изобилие продуктов питания позволяет каждому жителю выбирать, но зачастую даже высокая цена и наличие надписи ГОСТ не означает безусловное качество.
Кстати, это же эксперты подтвердили и просто рассматривая бутылочки с водой, которые стояли на столах. При всём обилии значков и медалей понять, что это качественная вода, практически невозможно.
Не обошли своим вниманием производители и вопрос цены высококачественной продукции - получается, что качество должно стоить денег. Если колбаса из мяса, а масло - из молока, то и стоить оно не может в первом случае 150 рублей за кг, а во втором - 70 рублей за 200 граммов.
Главный технолог ООО А7 Агро-ОМК Надежда Крутенко отметила именно то, что качественная продукция не может быть дешёвой: «К сожалению не все могут позволить себе покупать дорогую продукцию. Да и сетям это невыгодно. Конкурировать с дешевой продукцией невозможно. Мы могли бы выпускать в два раза больше цельномолочной продукции, но не можем себе это позволить, потому что качественная продукция не может стоить рубль или два. Потребитель всегда должен иметь возможность купить ту продукцию, которую он хочет купить и его право выбирать - гостовская она или нет».
Рамис Мустафин, заведующий кафедрой технологии производства и переработки продукции животноводства ОГАУ, уверен, что эта система нужна и производителям и потребителям: «Покупателю эта система нужна, прежде всего, для того, чтобы понимать, что он купит товар именно того качества, как об этом заявлено, никаких сюрпризов его не ожидает».
Заведующая лабораторией этого же предприятия Мария Сапрыкина отметила, что важна система, а не просто введение одного отдельного звена: «Конечно, будущее покажет, но одна сертификация ничего не сделает, здесь важны и параллельные мероприятия - борьба с контрафактом, например. Всё хорошо в комплексе, это как шурупик в большой системе - это хорошо, но только как отдельное звено».
О процедуре внесения той или иной продукции в Национальную систему сертификации рассказала начальник отдела стандартизации ФБУ «Оренбургский ЦСМ» Наталия Фот: «Сейчас в законе есть чёткое разделение документов по стандартизации и в Национальной системе сертификации подтверждается соответствие национальным стандартам - ГОСТ Р, куда занесены все правила, все технологические карты и т.д. Есть знак РСТ, который все видели, но просто никто не знает, о чём действительно он говорит. Сейчас этот знак может размещать на своей продукции только то предприятие, которое прошло процедуру подтверждения соответствия в национальной системе сертификации. Знак запатентован, процедура добровольная. Но просто так этот знак напечатать на этикетке продукции нельзя! Производители, которые хотят разместить этот знак должны подтвердить соответствие в органах по сертификации Росстандарта, в нашем случае, в Оренбургском «ЦСМ», и только после положительного заключения, могут маркировать свою продукцию».
Сертификация в Национальной системе предполагает обязательное проведение испытаний в аккредитованной лаборатории. Но чтобы получить право на маркирование продукции Знаком соответствия Национальной системы сертификации мало однажды пройти испытания и получить сертификат - «авторский» контроль за качеством будет осуществляться органом по сертификации на всем протяжении действия сертификата. Правилами сертификации предусмотрено, что в любой момент могут быть проведены контрольные испытания образцов, отобранных на производстве или при реализации.
Практически все эксперты по итогам круглого стола сошлись на том мнении, что система нужна, что она позволит защитить и производителя и, прежде всего, покупателя. Проблем же внедрения её в жизнь на сегодняшний момент предостаточно. По итогам работы пилотных проектов в семи регионах России будут сделаны вывод, внесены необходимые системы с законодательство и процедурные документы. Возможно, в скором времени, вновь напечатанные на этикетке буквы ГОСТ, в сегодняшнем написании - ГОСТ-Р, будут означать только одно - высокое качество.
ДОСЛОВНО
Арслан Исбасаров, председатель комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства администрации Оренбурга:
- Я думаю, что национальная система сертификации, как свод правил нужен нам всем, как один из «кирпичиков» в здании российского национального уклада, который должен быть в России, как и в любой другой стране. Он был и раньше, и его теперь нужно снова восстановить. Когда в 2002 году взяли саморегулирующие механизмы и пересадили на нашу почву, это было сделано искусственно. Но у них это складывалось веками и случилось естественно. Мы взяли только внешнюю часть, попытались применить и поняли, что сами себя обманываем. И теперь вновь пытаемся создавать систему и донести до производителя, что ему это нужно. Хотя в первую очередь мы должны обеспечить производителю условия здоровой конкуренции. Наличие знака качества – это благо, это шаг вперёд, это признак зрелости потребительского сообщества, но это не панацея от некачественной продукции. Также и наличие знака не говорят о качестве товара.
У нас в регионе есть много людей, которые дома, с соблюдением всех требований, о чём свидетельствуют ветеринарные заключения – в том числе и заключения от ветеринаров на самих ярмарках – производят определённую продукцию. Нужен ли сертификат соответствия местному товаропроизводителю, который приехал на ярмарку? Я, честно говоря, сомневаюсь. Всё равно сетевые форматы и сетевые продукты всегда отличаются от форматов нишевых, от мелкого производства, от фирменной торговли.
Нишевых, мелкотоварных предпринимателей у нас в области довольно много. И их особенность в том, что они всегда будут на ярмарках: сетевые форматы с их требованиями и объёмами поставок они просто не потянут. Сети работают с миллионами яиц, с тысячами тушек – объёмы огромны. И пусть каждый выбирает для себя удобный формат. Но мы также должны дать возможность и потребителю проголосовать рублём, там, где ему удобнее. Вся разница в том, что сеть никогда не даст уникального продукта. Мы уже пришли к пониманию того, что сети растут, и это будет продолжаться, пока их поддерживают на федеральном уровне. В то же время, если мы рассматриваем сети в соотношении с другими каналами проведения товаров, то у нас есть законы, которые всё же ограничивают рост сетей и которые нужно просто соблюдать. Последнее общероссийское мероприятие «Неделя российского ритейла», где собираются все форматы торговли, показало, что ограничивающие законы всё же есть, при отсутствии ограничений торговые сети пагубно влияют на производительные силы. Ведь если вокруг будут только сетевые магазины, мелкие товаропроизводители просто перестанут заниматься своим производством, перестанут держать скот, птицу, что зачастую сейчас уже и происходит. Ведь если люди знают, что им привезут продукты в магазин, то зачем им вкладывать тратить свои силы на создание чего-то своего? Также и обратная ситуация: если отменить работу сетей и оставить без контроля стихийные рынки, то никакого ветнадзора не хватит, чтобы уследить за всей продукцией. Это также может плохо кончиться. Поэтому здесь просто необходим баланс.
Ярмарка – это такой же канал доведения продукции до потребителя, как и торговая сеть. У нас есть задача увеличивать количество торговых площадок, чтобы товары местных производителей «встречались» с горожанами без посредников. И мы это будем делать.
И, по моему мнению, мелкотоварному производителю знак качества нужен точно не в первую очередь, главной задачей для него остаётся всё-таки качество произведённой продукции.
ОФИЦИАЛЬНО
Елена Афанасова, депутат Оренбургского городского Совета, региональный координатор проекта «Народный контроль»:
- Сегодня очень важно найти баланс между интересами производителей продукции и покупателями. Не секрет, что зачастую жители Оренбурга жалуются на продажу в местных магазинах, причём как в крупных сетевых, так и в мелких точках продаж некачественной, а порой и вовсе фальсифицированной продукции. Покупатели хотят видеть в магазинах широкий ассортимент качественных продуктов питания российского производства по доступным ценам, причём в каждом регионе жители предпочитают местные продукты. Важно вспомнить ещё и ещё раз о необходимости создания условий для входа на прилавки сетевых магазинов местных производителей. Для этого сети должны предоставить свои прилавки, уменьшить закупочные скидки, чтобы производители могли по более низкой цене предлагать нам, потребителям, свою продукцию, выращенную в нашей местности, экологически чистую и качественную. Но эта продукция, отмечающаяся на прилавках особыми знаками, должна быть только качественной! Недопустимо продавать контрафакт и фальсификат под видом гостовских продуктов. Общественный контроль является эффективной формой участия граждан в развитии потребительского рынка и защите прав потребителей, но, безусловно, необходима государственная система оценки качества. Особенно хорошо это стало понятно нам в ходе регулярных мониторинговых рейдов активистов проекта «Народный контроль»!
Именно поэтому возврат к национальным стандартам качества продуктов не может не радовать. Потребитель будет уверен в том, что те продукты питания, на которых стоит знак этой системы, действительно соответствует всем заявленным требованиям. Подобный гарант качества очень быстро оценят по достоинству все покупатели. А это означает повышение спроса и, как следствие, дополнительный стимул для производителей действительно качественной продукции. В результате выиграют и поставщики, и - в первую очередь! - сами наши жители.