Сурдопереводчик Екатерина Екатеринина поделилась с корреспондентом «АиФ Оренбург» своей историей и рассказала о проблемах, с которыми сталкиваются глухие.
Думала, одна такая
Людмила Максимова, «АиФ Оренбург»: Екатерина, расскажите, как вы стали сурдопереводчиком?
Екатерина Екатеринина: На самом деле, я не получала специального образования. Все получилось само собой. Когда мне было шесть лет, во время игры мне в висок нечаянно попали яблоком. Я моментально потеряла слух. Недели две мама в это не могла поверить, но потом врачи подвердили. Мне дали слуховой аппарат и рекомендовали хотя бы год не ходить в школу. Но мне уже купили форму, ранец, так что об этом не могло быть и речи.
Только благодаря тому, что я пошла в обычную школу, я могу нормально разговаривать. Те, кто потеряли слух в четыре года - шесть лет, могут сохранить речевой навык и учиться в обычной школе. У меня в обучении проблем не было. Учителя оказались понимающими, с одноклассниками было по-разному (ведь многие дети жестоки). Я думала, что я одна такая на весь мир. Но в 14 лет мы поехали с бабушкой в санаторий, и там я впервые встретила глухих ребят, которые, увидев меня, очень удивились, что я плохо слышу. За месяц они научили меня дактилю. В Оренбурге я встретила одного из тех ребят, и он позвал меня в компанию глухих. Я была в шоке, когда увидела 30 глухих подростков, которые общались только жестами. Мне их так жалко было. В тот момент я поняла, что мое призвание помогать таким, как они. К осени среди них я выучила жестовый язык.
Я закончила Оренбургский государственный колледж-интернат, где обучают инвалидов, но по профессии бухгалтера устроиться не смогла. С подругой я уехала в Москву, меня пригласили в частное охранное предприятие бухгалтером. Но через две недели, когда я сделала им всю отчетность, они мне сказали «до свидания». Конечно, говорят, что в столице работа для глухих всегда найдется, но не такая, какую ты хочешь. Без опыта никуда не берут, а где его взять только после колледжа? Я вернулась домой и пошла работать маляром с моей мамой. В свободное время я общалась с глухими, потом мне предложили работу в ВОГе, и я с головой ушла туда. Но потом я вышла замуж, ушла в декрет, а вернуться уже не смогла. Но я и сейчас стараюсь помочь им, хожу с ними по их делам, перевожу. Хотя многие не благодарят, я не могу отказать. Я помогу, когда-нибудь мне кто-то поможет. Бумеранг добра работает.
В Оренбурге примерно около четырех штатных сурдопереводчиков, работает диспетчерская, куда глухие могут обратить в режиме видеосвязи. На учете же стоит около 600 глухих. Наверняка, есть те, о которых просто никто не знает, которые сидят дома и не умеют общаться (я встречала таких ребят).
«Пенсии не хватает»
- Насколько сложно глухому устроиться на работу?
- Однажды было собрание глухих и представителей биржи труда, и нам говорили, что всем без труда помогут устроиться на работу. Но мы приходили на место и нас спрашивали: «Как мы с вами будем общаться?» Но много ли надо ума, чтобы мыть полы.
Почему слышащим трудно подойти к нам и показать пальцем, что нужно сделать. Когда я приходила с абсолютно глухим человеком на собеседование, то работодатель говорил мне: «Вот вас бы мы взяли». Выбирая между глухим и слабослышащим, возьмут последнего. Если же приду я и человек без проблем со слухом, возьмут его. Я уже год ищу работу, прохожу стажировку два дня и мне говорят: «Извините, вы не слышите из-за угла». Хотя я неплохо слышу и довольно сносно разговариваю. Я два месяца ходила с девочкой из Соль-Илецка в поисках работы. Она хотела пожить здесь, а потом уехать учиться в Москву, но ничего не получилось. Потому что слышащим людям хочется, чтобы все было легко, никому не хочется нисколько напрягаться, чтобы понять другого человека. Куда идти глухим? За станком работать нельзя, мыть полы - тоже, а всех художниками не сделаешь. Уровень жизни растет, пенсии не хватает. А если у глухого нет родителей и работы… Возможно, где-то все развивается, но о нашем городе об этом можно говорить с натяжкой.
- Екатерина, что делать родителям, чтобы их неслышащий ребенок стал полноценной личностью?
- Глухие или слабослышащие родители знают, как развивать своего ребенка. Родители, у которых нет проблем со слухом, редко занимаются своими детьми, у которых есть такие проблемы. В этих семьях практически нет контакта между родителями и детьми. Они общаются между собой смс-ками, но как через них можно выразить свои чувства? Дело в том, что взрослые не хотят понять и услышать ребенка, им нужно, чтобы ребенок услышал их. Для этого, например, они ставят ему импланты. Но они решают проблему ненадолго. Кроме того, из-за них ребенку нельзя бегать, плавать. Как быть с гиперактивными детьми? Импланты влияют отрицательно на нервную систему. Я против такого вмешательства. Есть примеры, когда они не помогли ребенку, и есть случаи, когда при их установке задели лицевые нервы. Импланты нужно менять раз в пять лет, но ставят их бесплатно только в первый раз.
Многие родители, столкнувшись с этим, не знают, куда обращаться. Хотя есть Всероссийское общество глухих, общество инвалидов, реабилитационные центры, фонды социального страхования и соцзащиты. Стучите, и откроют.
Мне кажется, если ребенок не слышит, нужно учить жестовый язык. Конечно, для этого необходимы воспитатели, учителя с соответствующими знаниями. К сожалению, у нас даже в детском садике и школе (для глухих) учителя слышащие, и они не могут установить контакт с теми из детей, которые совсем не слышат. Как можно таким детям объяснить что-то голосом? Одно время жесты в школе были запрещены. Сегодня жестовый язык признан в мире.
Дети выходят из школы и не знают, куда идти. Для нас практически нет учебных заведений.
«Им все должны»
- А какое в обществе отношение к глухим?
- Само общество нетерпимо к глухим. Я сама лежу в отделении, где нет ни одного человека с проблемами слуха и где никто не понимает, что я могу не слышать, если я разговариваю. Те же медсестры кричат мне: «Мамочка, мы десять раз просили вас подойти на пост за таблетками». Хотя я предупреждала о своей особенности. Общество нужно готовить относиться терпимо к людям. Если мы и выглядим внешне нормально, но это не значит, что от нас можно требовать того, что и от всех. В столице к таким, как мы, больше жалости. Там глухие могут заработать деньги с продажи поделок, здесь я уверенна, мало кто поступит так же. У нас продавец в магазине может закричать: «Что ты тут тычешь пальцем и машешь?», когда глухой попытается объяснить, что ему нужно.
- И чем на это отвечают глухие?
- Они тянутся к слышащим и хотят общаться, но им мешает их неуверенность и мнительность. Им все время кажется, что их за спиной обсуждают и смеются. Они думают, что их ущемляют. Глухие вырастают с уверенностью, что им все должны. Им не объяснишь, что поменялись закон, обстоятельства. Так себя ведут те, с кем не занимались родители. Ни дома, ни в школе их не научили, что они должны уважать окружающих и быть самостоятельными.
Они поступают так, как им удобно. У них свои нормы общения, которые часто мы не понимаем. Они считают нормальным обсуждать человека, который находится рядом, но не знает жестов. Живут в своем мире и никого туда не пускают. Они хотят, чтобы у них был свой какой-то маленький секрет. Даже я с ними общалась, но они все мне не рассказывали.
Глухих трудно чем-то увлечь. В детстве они считали, что многое им не пригодится. Теперь из зоны комфорта никому не хочется выходить. Хотя есть пробивные ребята, которые находят для себя что-то интересное или уезжают учиться в Питер или в Москву. Я сама дома не сидела, ходила на разные кружки, с 9 класса начала работать. Для глухих в Оренбурге очень мало кружков по интересам. Раньше у нас была волейбольная команда. Но потом нас перестали впускать в зал бесплатно. Так команда распалась. Проблема в том, что родители часто ставят крест на своих детях.
(В Оренбурге действует фотокружок для глухих и слабослышащих детей. Работы одной из воспитанниц смотрите ниже, - Прим.редакции).
АиФ ищет таланты. Фотовзгляд Ангелины Бикеевой | Фотогалерея
АиФ ищет таланты. Фотовзгляд Ангелины Бикеевой | Фотогалерея
Мне хочется помогать глухим. Я бы хотела учиться в педуниверситете, но на заочном отделении мне сложно, потому что у преподавателей нет возможности уделять мне больше внимания, а очное не могу позволить себе из-за детей. Сейчас в Оренбурге представители православной церкви начали изучать жестовый язык, чтобы организовать здесь общину глухих и вести литургию на жестовом. Для меня это было удивительно. Многие глухие и не понимают, что чего нужна церковь, для них это сложно донести. Я буду помогать, потому что мне кажется, что если глухих привлекать в церковь, они станут терпимее к людям.
- Екатерина, у вас слышащий муж. Были ли трудности в общении? Как часто случаются такие браки?
- Многие мне клялись в любви, но возникала какая-то проблема, и они пропадали бесследно. Хорошо, что я не привязывалась. Мой будущий муж ждал меня восемь месяцев. Когда я увидела, что он серьезен и терпелив, помогает мне, я сказала, что тебе пока не требуется дополнительных усилий, чтобы общаться со мной, но нужна повышенная ответственность за меня и будущих детей, я слышу плохо - тебе «рулить». И он молча и счастливо несет свой крест. Я намекаю, что надо бы учить жестовый язык, мало ли что. Друзья замечают, что у меня меняется речь.
Компания не приняла моего мужа. У меня слышащий муж, не потому, что я не уважаю глухих. Какая разница, слышит он или нет, главное, чтобы человек был хороший. А вообще редко, когда такие браки проходят проверку на прочность. Они распадаются из-за неуверенности в себе неслышащего. Начинается подозрение, недомолвки. Если бы человек был уверен в себе, он знал бы, что достоин своей половины и держал бы все в своих руках. Я думаю, что если бы все глухие или слабослышащие были такие - было бы столько счастливых людей!