Девственная степь в Беляевском районе, отданная под заповедник приняла первых обитателей. Причем в Оренбургской тарпании, а именно так называется заповедник, поселились те животные, которые некогда составляли основной контингент степной зоны.
Степные аборигены
Низкорослая лошадь, которую, так и не удалось приручить человеку, до XVIII века была обычным явлением в оренбургских степях. Первый оренбургский губернатор Иван Неплюев, даже помещал ее изображение на эскиз герба Оренбургской губернии.
– Только в XX веке единственную в мире дикую лошадь признали исчезающим видом. При этом удалось сохранить ее в неволе. В условиях созданных человеком, она хорошо размножается, но это грозит вырождением вида. Поэтому мы поставили цель возродить популяцию лошади Пржевальского в оренбургских степях. Наши степи, очень хорошо подходят для неприхотливой породы, – рассказывает Александр Чибилёв, академик РАН, вице-президент Русского географического общества.
Ученым и энтузиастам этого проекта, теперь предстоит выполнить непростую задачу - создать условия для размножения и расселения в приделах заповедника степных лошадей. На данный момент, спецрейсом из Москвы доставлена пока одна особь, в перспективе количество будет увеличено.
– Мы хотим создать коллекцию животных, которые населяли степи Евразии, еще до появления человека. Хотелось бы конечно, возродить таких древних обитателей как тарпанов, тоже один из видов диких лошадей. Но сделать это уже невозможно, так как в природе не осталось, ни одного живого экземпляра. С лошадью Пржевальского сделать это проще, хотя процесс этот длительный. К примеру, подобный проект реализуется более 20 лет в Монголии, там уже сделано восемь попыток завоза лошадей. Но удалось увеличить численность только до 200 штук. Оренбургские степи более приемлемые для этих животных. Сейчас для нас главное, чтобы лошадь и кианги привыкли, для этого мы определили два этапа. Пока они будут жить в небольшом вольере, в течение трех месяцев. Затем выпустим их в больший загон, где они будут жить около года и только потом отпустим их уже непосредственно в заповедник, – поясняет Наталья Спасская, куратор проекта, ученый-секретарь МГУ.
Лошадь Пржевальского и вымерших тарпанов ученые называют настоящими аборигенами степных просторов. Ведь они здесь обитали еще задолго до появления людей.
– К примеру, тарпаны были уничтожены человеком, только потому, что самцы этих особей уводили самок домашних лошадей. Один тарпан мог за собой увести целый косяк. Поэтому местные скотоводы принялись их отстреливать. Сейчас сохранилось только два скелета тарпанов, – говорит академик Чибилёв.
Лошадка Саша
По мнению ученых, единственным недостатком Оренбургской тарпании является дефицит воды. Поэтому для этого будут созданы искусственные водоемы. В целом же затраты на осуществление проекта, почти не касаются регионального бюджета. Лошадей и киангов репродуктивные центры предоставляют бесплатно, строительство центра и обустройство загонов происходит на средства Русского географического общества. При этом наш регион тоже принимает активное участие, оказывает помощь.
Осенью в Оренбургской тарпании появятся еще несколько экземпляров лошадей, их планируют доставить из Франции. Но для этого, необходимо построить дополнительные загоны, и вольеры.
Реализация этого проекта позволит не только возродить дикую лошадь, но и дать вторую жизнь расположенным рядом умирающим сёлам. Ведь с появлением проекта у местных жителей появятся рабочие места, уже сейчас многие из них заняты здесь на возведении некоторых объектов.
Первые шаги грандиозного проекта реализованы, лошадь по кличке Саша, вскоре должна стать прародительницей целых косяков будущих степных обитателей. Кличку Саша она тоже получила не случайно, все кто с ней работал, начиная от академика Чибилёва и заканчивая водителем, который доставлял её, звали Александрами.
Конечная цель проекта - превратить оренбургскую тарпанию, в один из самых привлекательных туристических центров Оренбуржья.
Справка «АиФ в Оренбуржье»
Кианг - один из представителей рода настоящих лошадей, обитающий сейчас только в Тибете. Пржевальский называл их - хуланами, или дикими ослами, но по особенностям строения заметно отличаются и от тех и от других. Поэтому кианг и его ближайших родственников куланов, объединяют в особый подрод - полуослов.