Первый медиаобразовательный форум в Оренбурге собрал педагогов высшего, общего и дополнительного образования, библиотекарей, журналистов. Ведущие ученые и практики в этом направлении провели мастер-классы и ответили на вопросы участников.
«Целью форума стало объединение педагогического сообщества для организации учебно-воспитательного процесса в школах и вузах при переходе на новые федеральные государственные образовательные стандарты, требующие внедрения медиа- информационной грамотности среди населения, формирования взаимопроникающих медиакомпетенций, необходимых современному человеку», - сообщили в пресс-службе ОГПУ.
Организаторы встречи - филологический факультет и учебно-методическое управление Оренбургского государственного педагогического университета. В форуме участвовали руководители образовательных организаций, педагогические работники, библиотекари, бакалавры, магистранты вузов области. Перед ними выступили президент Ассоциации специалистов медиаобразования, руководитель кафедры ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности и медиаобразования граждан при Московском педагогическом государственном университете, кандидат филологических наук, доцент Ирина Жилавская и независимый медиаэксперт Союза издателей (ГИПП), член Национальной ассоциации исследователей масс-медиа и Союза журналистов России, кандидат филологических наук Лариса Каллиома. Преподаватели магистратуры по медиаобразованию ОГПУ провели круглые столы с педагогами.
«Министерство образования РФ планирует включить в ФГОСы общего образованию такую компетенцию как формирование медийной грамотности у обучающихся. Мы должны подготовить к этому педагогов. Но возникает вопрос, насколько наше педагогическое сообщество понимает разницу между медийной и информационной грамотностью, в чем заключается медиаобразование? Мы решили провести просветительско-образовательный форум, пригласить первоисточник (Ирину Жилавскую – Прим. ред.), собрать людей для того, чтобы подготовить их к будущему процессу. Чтобы не получилось так, что ФГОСы ввели, а осознание нового не произошло. В нашем университете уже несколько лет действует магистратура по медиаобразованию (которую возглавляет доктор филологических наук Ольга Скибина), поэтому мы провели форум на базе магистратуры», - рассказала Наталья Сизинцева, доцент кафедры педагогики высшей школы ОГПУ, кандидат педагогических наук.
«Оренбург, я полагаю, - один из лидеров в медиаобразовательном направлении, несмотря на то, что руководство университета переживает, что некоторые процессы идут не достаточно активно. Тем не менее, этот форум говорит о том, что оно подходит к проблеме очень осознанно, понимает, в какую сторону нужно двигаться. Есть люди, которые этим уже занимаются, есть лидер и руководители, которые это поддерживают. Сейчас Оренбургу важно понять, что именно из всего комплекса медийно-информационной грамотности взять на вооружение, что станет изюминкой. Может, это будет развитие критического мышления подростков, а, может, информационная гигиена как профилактика рисков, может, еще какие-то направления. Хорошо найти свою эксклюзивную тему, тогда появятся инновации. В целом, мне кажется, что у Оренбурга очень хорошие перспективы в развитии медиаобразования», - рассказала Ирина Жилавская.
Также Ирина Владимировна отметила, что сегодня в стране благоприятная ситуация в развитии медиаобразования: разработана теория, есть методики и программы.
«Сейчас нужно массово вводить медиаобразование в школах и готовить педагогов в вузах. Технологически школы пока еще не готовы. Проекты вызревают на уровне актуальности, из понимания того, что это необходимо. Медиаобразование, прежде всего, понимают как медиабезопасность. Хорошо, давайте заниматься медиабезопасностью и медиаграмотностью одновременно, - комментирует Жилавская. - Министерство образования внимательно наблюдает за направлением и ищет формы реализации. Мы как головной педагогический вуз всячески поддерживаем Министерство в этом плане и предлагаем свои разработки. Я думаю, что сегодня очень благоприятная ситуация для развития медиаобразования в нашей стране. Важно не потерять волну, удержаться на уровне и развивать дальше».
По итогам форума приняли резолюцию, которая включила ряд предложений, в числе которых организация курсов повышения квалификации для педагогов на базе педуниверситета и создание необходимого медиапедагогического комплекса для формирования медиаграмотности педагогов.
Справка
Медиаобразование – подготовка обучающихся к жизни в информатизированном пространстве, образование, целью которого является достижение медиаграмотности, Медиаграмотность подразумевает умение личности получить информацию из различных источников, анализировать её, понимать цели ее создания, обрабатывать информацию, создавать собственные медиатексты и распространять их.