27 октября Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление «О допуске к управлению транспортными средствами», в котором регламентируются правила получения водительских прав. В частности, теперь отменяется возможность сдачи экзамена экстерном. Это значит, что россияне, желающие получить водительские права, должны будут в обязательном порядке пройти обучение в специализированной автошколе, и только после этого они смогут сдать экзамен в ГИБДД.
Сами требования к учебной программе в автошколах изменились еще в августе. В результате нововведений, по словам главы правительства страны, за руль сядут те, кто действительно умеет ездить на машине.
Корреспондент АиФ-Оренбург решил разобраться в том, что сейчас происходит в сфере водительского образования в России и насколько к изменениям готовы сами автошколы. Мы побеседовали с Александром Шумаковым, преподавателем-инструктором одной из оренбургских автошкол, преподающим вождение с 1988 года.
– Как во времена начала вашей карьеры можно было получить водительские права?
– Тогда, лет 15-20 назад примерно, было намного больше вариантов получить водительское удостоверение. Сейчас, например, вождению не учат в общеобразовательных школах, а раньше ему обучали учеников 9-10 классов. По достижении 18 лет они сдавали экзамены в ГАИ и получали права. Еще водительские удостоверения получали выпускники автотранспортного колледжа. В учебную программу входило и вождение, и теоретические занятия. Перед получением диплома выпускники обязательно должны были сдать экзамен на право управления автомобилем.
И так же, как и сейчас, в то время существовали автошколы. У нас в городе есть несколько старейших автошкол, в одной из них я в то время работал. Там велась очень серьезная теоретическая подготовка. Каждое занятие проводилось в открытом режиме: в классе присутствовал или директор, или завуч, или представитель вышестоящих проверяющих организаций. Было высокое качество подготовки и преподавателей, и учеников. Особенный акцент был на техническую грамотность педагогов. Например, обычно шофера (сохранено стилистическое выражение гостя, – прим. АиФ.) называют прерыватель-распределитель зажигания трамблером, что технически неграмотно. Этого в школе не допускалось. Она, как раз, давала знания на уровне технически грамотного специалиста.
– А насколько отличается процесс обучения в автошколах сейчас от того, который был 20 лет назад?
– Программы обучения стали шире и в них упор делается больше на психологическую подготовку водителя. Раньше, наряду с правилами и безопасностью, большой акцент делался на технические требования, устройство автомобиля. Сейчас – на медицину. Допустим, чтобы выучиться на категорию В, оставили минимум уроков по устройству автомобиля – буквально четыре занятия. Это связано с тем, что в то время на вождении больше училось мужчин, и они готовились быть профессионалами.
Раньше понятия «автолюбитель» и «профессионал» четко разграничивались. Сейчас же это одно и то же. Получив права категории В, автолюбители имеют право работать профессиональными водителями. Они могут, например, устроиться на предприятие связи и развозить почту и газеты на специальных фургонах. 20 лет назад это было невозможно. В правах автолюбителя стоял штамп ГИБДД – «без права работы по найму». А сейчас ты получаешь удостоверение данной категории и, хоть на частном, хоть на государственном автомобиле имеешь право работать.
– И сколько тогда учились на водителей?
– На одну категорию – полгода. Сейчас к этому уже опять стремятся, потому что эти два-три месяца, отводящиеся на обучение, – недостаточны, и все стали это понимать.
– А что изменилось в работе инструктора за это время? Появились ли новые обязанности?
– Мы должны обучать людей вождению – смысл этой работы за 20 лет ни в чем не изменился. Просто с каждым годом на дорогах становится больше транспорта, растет интенсивность движения. Поэтому управлять машиной становится сложнее, и обучать, соответственно, тоже. Поэтому, естественно, что квалификация инструктора должна быть выше, чем та, которая была 20 лет назад. Тогда был меньший объем теоретических знаний, требующихся от курсанта: меньше дорожных знаков, видов разметки. Потом постепенно правила подстраивались под международные стандарты, чтобы мы не выглядели в другой стране «белыми воронами» при управлении машиной, добавлялись знаки и разметка европейских стандартов. Поэтому сейчас увеличилась сложность в преподавании, в обучении вождению.
– Как вы считаете, готовы ли оренбургские автошколы к изменениям которые вводит новая программа обучения водителей?
– Все школы сейчас очень нагружены и многие прекращают свою деятельность, потому что такую программу одной школе потянуть сложно. Скажем, установлено, что автодром должен быть оборудован железнодорожным переездом, перекрестками и иметь площадь не меньше 0,24 гектара. Нужны огромные затраты, чтобы все это оборудовать, провести освещение, установить охрану, заасфальтировать площадку. Конечно, было бы неплохо установить на автодроме прожекторы, чтобы можно было в две-три смены обучать курсантов. Но многие школы такое не потянут. Поэтому сейчас все заняли выжидательную позицию – наблюдают, чем это закончится и остановят ли лицензирование. В нашей автошколе уже ведется работа: расширяем автодром. Я думаю, с весны начнем укладывать шпалы и рельсы, ставить светофоры – иначе закроют лицензирование автошколы.
– А инструкторов будут переучивать по этой программе?
– По новым правилам инструктором может быть только специалист с высшим образованием. И это верно. Неграмотные водители, которые думают, что, научившись ездить, могут и учить других людей – это абсолютно неправильное явление. Но в Оренбурге немного инструкторов с высшим образованием. Сейчас большинство должны идти учиться, чтобы остаться работать.
Вот это номер! Чего ждать от нововведений на дорогах?
Новые пешеходные переходы появились на улицах Оренбурга
Первоклассный вопрос. Начался приём заявлений от будущих учеников
В Новотроицке Берга защищали от детей и учителей