Примерное время чтения: 7 минут
185

Без международного признания Оренбургскую область ждёт стагнация

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. "АиФ в Оренбуржье" 11/12/2013

Два дня эксперты обсуждали важнейшую тему: куда дальше двигаться в условиях, когда экономика стагнирует, предприятия теряют рынки сбыта, зарплата падает, а безработица, наоборот, растёт.

Необычные и в некоторых моментах даже шокирующие предложения на этот счёт высказывает один из ведущих экспертов форума, Николай Сорокин, председатель Комитета по науке и образованию Российского союза товаропроизводителей. Именно он сегодня - гость нашего номера.

Мерило успеха

- Николай Александрович, сейчас много говорят о развитии регионов. Как вы полагаете, в каком направлении должна двигаться наша область?

- Не нужно быть академиком, чтобы понимать: в современной экономической ситуации выживет тот, кто сможет представить на рынок - в первую очередь международный - свой узнаваемый и конкурентноспособный бренд. То есть так спозиционировать своё имя, чтобы каждый (или почти каждый) мог сказать: Оренбуржье? О, да, я слышал…

- Правильно я вас понимаю: мы сейчас не о конкретных товарах говорим, а именно об имени? Торговой марке?

- Да, понимаете правильно. Сегодня именно бренд является «мерилом успеха», тем, что привлекает инвестора и капиталы на территорию. Простейший пример - тот же «Айфон». Весь мир знает, что это американский бренд, который стоит сотни миллиардов долларов. А где именно он производится и собирается - уже вторично.

- Но разве может область что-то предложить, что было бы узнаваемо в мире? Мне кажется, это нереально…

- Совершенно напрасно кажется! У вас, на самом деле, есть огромный потенциал. Вот навскидку назову две фамилии, которые знает весь мир: Гагарин и Чкалов. Только на одном этом можно выстроить узнаваемый бренд области! Оренбуржье - крылья для первого космонавта планеты и первого лётчика, долетевшего до Америки! Разве не привлекательно? Гагарина знает весь мир, а если провести грамотное позиционирование, то через этот факт и Оренбуржье станет известным. И когда речь пойдёт о финансировании очередного проекта в России, то западный миллиардер-инвестор будет видеть десятки названий городов, они ничего для него не будут говорить. Но услышав слово «Оренбург», воскликнет: о, да! Я знаю, там учился Гагарин! Интересная территория, давайте рассмотрим возможность вложить туда деньги!

Степь как источник дохода

- Хорошо, а кроме фамилии космонавта что у нас есть?

- У вас есть ещё как минимум два направления, которые могут иметь стратегическое значение для развития области. Во-первых, это степь. Я знаю, что у вас есть институт степи, вы изучаете возможность разведения лошадей Пржевальского, и это прекрасно. Потенциал степи не раскрыт и на сотую часть. А ведь это и наука, и туризм, и экологические проекты. Великая Кипчакская Степь - с её тайнами, бескрайними просторами - чем не бренд мирового уровня? На самом деле эта ниша пока не занята, а я знаю, что многие иностранные туристы с огромным энтузиазмом бы познакомились со степными просторами…

Наконец, третье чрезвычайно перспективное направление - это логистика. Оренбуржье испокон веку было центром пересечения торговых путей Азии и Европы, так что сама история указывает нам путь, куда двигаться. Оренбуржье вполне может стать мощнейшим транспортным и финансовым хабом на стыке Востока и Запада. Это будет прорывом, если мы от восточных базаров перейдём к мощным отраслеобразующим рынкам!

- Звучит масштабно, но насколько реально сдвинуть такие проекты силами одних лишь областных чиновников? Может, это всё-таки задача президента и высшего руководства страны?

- Послушайте, очевидно же, что президент и премьер не могут знать в тонкостях ситуацию в каждом из 80 с лишним регионов. Так что инициатива в любом случае должна идти «изнутри», то есть - из области. Глупо просто написать бумажку в Правительсто РФ и ждать, когда свалится из Москвы манна небесная.

- А вы считаете, то правительство Оренбургской области достаточно делает для развития бренда региона?

- Я вижу, что работа ведётся. Но должен отметить, что у вас пока мало генерируется собственных идей. Да, Оренбуржье принимает участие в различных выставках, форумах. Но этого недостаточно, потому что там ваш регион - лишь один из многих, и зачастую - далеко не на первых позициях. А нужно - быть первым. Генерировать такие информационные поводы, проводить такие мероприятия, где ни у кого не оставалось бы сомнений, кто лидер в данной отрасли. И эта работа должна быть системной и кропотливой. Качественный бренд не «нарисуешь» за три дня. Тут нужны годы.

Азиатский вектор

- В своём выступлении вы говорили неоднозначные вещи, в частности, насчёт возвращения вторым государственным языком кипчакского…

- Ничего неоднозначного я тут не вижу, наоборот, всё логично. Посмотрите вокруг! Вы живёте в окружении Татарстана, Башкирии, Казахстана… Национальные языки этих регионов - различные, но очень схожие, диалекты кипчакского. Создание единого этнолингвистического пространства - совершенно естественный шаг, если мы хотим объединить усилия в преодолении мирового экономического и политического кризиса.

- Но есть опасения, что мы просто забудем свой родной русский язык, будем поглощены другими народностями…

- Вот когда вы пишете свои статьи, то наверняка используете такие слова, как «казна», «бардак», «деньги» - и при этом не возмущаетесь на тему утраты русского языка? А ведь это всё заимствования из кипчакского! И это просто удивительно, как целой стране словно сделали лоботомию, поселив в мозгах идею национальной розни! На самом же деле нет и исторически никогда не было у нас противоречий между казахами, татарами, башкирами и другими восточными народностями. Мы составляли единое государство, прочное именно своей монолитностью. Все эти сепаратистские настроения направлены на одно - поселить раздрай (тоже, кстати, кипчакское словечко) и ослабить каждого по отдельности. И единственный путь преодоления кризисов - это держаться вместе, строить единое экономическое и этнокультурное пространство, поддерживать друг друга.

Я вижу, что сегодня понимание этого у оренбургских властей есть. Но вот решимости и смелости - не хватает. Нужно громче и активнее заявлять о себе на всех уровнях, быть жёстче в конкурентной борьбе. Пока же, увы, по ряду показателей Оренбуржье проигрывает соседям.

Но должен сказать, что ваш потенциал остаётся огромным. А значит, есть надежда на успех.

Досье АиФ

Николай Александрович Сорокин, родился в 1954 году в городе Менделеевске (республика Татарстан). Закончил Самарский государственный университет, работал на ряде предприятий Самарской и Оренбургской области. С 2001 года - эксперт, а затем и руководитель комитета Российского союза товаропроизводителей. Женат, воспитывает двоих детей. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах